Касожские новости-12
Считается, что салтово-маяцкая культура изначально зародилась в недрах культур кочевых алан и булгар, а в последствие стала общей культурой (со всеми ее вариантами) для племен и народов, так или иначе вовлеченных в орбиту Хазарского каганата. Степная культура для значительной части населения предгорий должна была восприниматься как более статусная, ведь это культура могущественной и воинственной соседней державы (независимо от текущего состояния взаимоотношений с хазарами). Как и в этом случае, восприятие «степных» инноваций должна была возглавить местная знать, у которой уже «учились» все остальные. Константин Багрянородный отличает Касахию от Зихии и Папагии, и, вполне возможно, перед нами — не этнокультурные, а этнополитические термины. Исходя из этого, вполне логично выглядела бы ситуация, когда люди особого статуса, может быть, имеющие какие-то родственные или иные связи с великими соседями, хоронились бы по «хазарскому» обряду. Донорами бытовых инноваций (как и самой идеи обряда) могли выступать как эти люди, так и кочевники, проникавшие в Закубанье и там оседавшие на землю. Таким образом, и кремационные, и ингумационные погребения могли принадлежать как касогам, так и зихам, что не противоречит их распространенности по обе стороны условной границы.
Такую же роль, как и многие традиции, играли обряды и идеалы.
Распространилась идея «всадничества» — своеобразного степного рыцарства, а это означало, что каждый житель Хазарии готов был в любое время стать под бунчук своего хана и превратиться в воина. Каждый всадник, если возвращался домой с удачного похода, становился на более высокую общественную ступень, тем более, что обычно он привозил с собой и добычу. Так образовывалось и сплачивалось среднее касожское воинское сословие, на котором держалась мощь этого государства.
Тесное общение степняков с природой, с животными, особенно с одним из самых красивых и благородных из них — конем, искусство всадничества, развитые до виртуозности военные навыки, обычай побратимства, подчеркнутое уважение к старшим и к памяти предков, суровые степные законы, наказывающие смертью за воровство и прелюбодеяние, создавали у многих современников и историков приподнято-восторженное отношение к степным рыцарям. Все, что по возрасту и полу непригодно для войны, держится около кибиток и занимается мирными делами, а молодежь, с раннего детства сроднившись с верховою ездою, считает позором ходить пешком.
С другой стороны и вариантов то не было. Вспомните запорожцев. Вокруг них процветало средневековое крепостничество, к простым людям знать относилась как к животным. Стать степным рыцарем зачастую было единственным выходом для обретения личной свободы. Тем более, если обостренное чувство справедливости и стремление к вольной жизни были заложены в генах наших степняков.
С созданием Хазарии мир в очередной раз полностью изменился для северного Кавказа, у победителей начался период «обретения родины». Понадобились государственные инструменты, которые соединили бы разношерстную вольницу в граждан Хазарии. Вот культ Тенгри, идеология «всадничества» и связанный с ними обряд кремации и являлись элементами политики каганата. Всадничество воспевалось в фольклоре, всадники-победители изображались на скалах в горах и на стенах древних городов и замков. У древних болгар, например, был культ хана-всадника (Мадарский конник), а правители, делавшие ставку на войны, восхваляли всадников, и восхваление это было государственной политикой. Гуннский Хуханье шаньюй и его совет старейших сформулировали это так: «Сражаться на коне есть наше господство: и потому мы страшны перед всеми пародами. Мы еще не оскудели в отважных воинах».
Население Хазарского каганата в основной массе состояло из подчинившихся хазарской власти оседающих булгарских Орд. Самих хазар было в государстве немного. Булгарская знать, кстати, использовала обряд кремации и культ Тенгри со времен Первого Тюркского каганата. Так что точкой отсчета начала касожской эры можно назвать день подчинения Бат-баяна хазарскому кагану и назначение его куратором северо-западного Кавказа. А какие еще у Бат-Баяна были варианты? Большая часть булгар после кровопролитной междоусобицы ушла с Аспарухом. Битву за Кубань он проиграл кагану. Вокруг враждебные и воинственные зихи и абазги. Те булгары, которые остались с ним, тоже ведь колебались. Великая Булгария исчезла и срочно нужна была объединяющая хазар, булгар, зихов, алан новая идеология. Кагану тоже ведь хотелось использовать остатки войска Великой Булгарии в своих целях. Что мы видим: после поражения Бат-баян сохранил голову, был назначен каганом руководить регионом. Фанагорию, столицу бывшей Великой Булгарии забросили, ставку тудуна перенесли в Таматарху. А Бат-Баяна с войском отправили в горы нести идеологию «всадничества» зихам. Все громкие победы и слава Хазарии первых десятилетий в Закавказье и Крыму обязаны в первую очередь успешному внедрению идеи степного рыцарства. Особого внимания заслуживает и всаднический этикет. Он был хорошо, во всех деталях разработан как совокупность наполненных нравственным содержанием правил поведения всадников в обществе, во всех типовых социальных ситуациях. Например, желая вступить в разговор с женщиной или старшим по возрасту или рангу мужчиной, всадник обязан был сначала спешиться (как минимум, — привстать на стременах). Встретив в пути женщину (пожилого мужчину), всадник также спешивался — обычно за 30–40 метров до приближения.
Большое место занимала в системе всаднической культуры крепкая и трогательная дружба всадника и коня. Этой дружбе посвящались
исторические рассказы, легенды, героические песни. Читайте прекрасную книгу Керашева Т.М. «Одинокий всадник».
Напомним, что в осетинском языке слово kas-аеg означает ‘глядящий’ от kas-yn ‘глядеть’. Этноним касы/касситы восходит к древнеиндийскому языку, в котором kas означает «сверкать, сиять», а kasih – «солнце, свет, сияние, глянец». То есть лично свободные поклонники солнечного культа.
Со временем ситуация изменилась. Западные климаты Хазарии были наиболее богатым районом каганата. Именно здесь проходил западный участок «Великого Шелкового Пути», приморские города — центры торговли и ремесел, — приносили огромный доход купцам, местным феодалам и наместнику кагана. Окраины государства в своем развитии опережали исконную Хазарию, правящая верхушка продолжала поддерживать отжившие патриархальные кочевые традиции; паразитировала на получении доходов от военной добычи, дани и торговых пошлин. Хватило одного удара русских дружин и печенегов, чтобы разгромить это некогда могущественное государство Восточной Европы. С момента падения Хазарского государства вновь началось движение адыгских племен от предгорий к Кубани. Какая-то часть зихов продолжала здесь мирно уживаться вместе с болгарами еще в VII-X вв., но она была незначительная и непосредственно входила в состав Хазарии, С распадом Хазарии открываются большие возможности для освоения зихами территорий, прилегающих к левому берегу Кубани. С этого времени появляется значительное количество поселений, могильников и курганов в степной зоне левобережья, которые, несомненно, оставлены адыгскими племенами.
Считается, что салтово-маяцкая культура изначально зародилась в недрах культур кочевых алан и булгар, а в последствие стала общей культурой (со всеми ее вариантами) для племен и народов, так или иначе вовлеченных в орбиту Хазарского каганата. Степная культура для значительной части населения предгорий должна была восприниматься как более статусная, ведь это культура могущественной и воинственной соседней державы (независимо от текущего состояния взаимоотношений с хазарами). Как и в этом случае, восприятие «степных» инноваций должна была возглавить местная знать, у которой уже «учились» все остальные. Константин Багрянородный отличает Касахию от Зихии и Папагии, и, вполне возможно, перед нами — не этнокультурные, а этнополитические термины. Исходя из этого, вполне логично выглядела бы ситуация, когда люди особого статуса, может быть, имеющие какие-то родственные или иные связи с великими соседями, хоронились бы по «хазарскому» обряду. Донорами бытовых инноваций (как и самой идеи обряда) могли выступать как эти люди, так и кочевники, проникавшие в Закубанье и там оседавшие на землю. Таким образом, и кремационные, и ингумационные погребения могли принадлежать как касогам, так и зихам, что не противоречит их распространенности по обе стороны условной границы.
Такую же роль, как и многие традиции, играли обряды и идеалы.
Распространилась идея «всадничества» — своеобразного степного рыцарства, а это означало, что каждый житель Хазарии готов был в любое время стать под бунчук своего хана и превратиться в воина. Каждый всадник, если возвращался домой с удачного похода, становился на более высокую общественную ступень, тем более, что обычно он привозил с собой и добычу. Так образовывалось и сплачивалось среднее касожское воинское сословие, на котором держалась мощь этого государства.
Тесное общение степняков с природой, с животными, особенно с одним из самых красивых и благородных из них — конем, искусство всадничества, развитые до виртуозности военные навыки, обычай побратимства, подчеркнутое уважение к старшим и к памяти предков, суровые степные законы, наказывающие смертью за воровство и прелюбодеяние, создавали у многих современников и историков приподнято-восторженное отношение к степным рыцарям. Все, что по возрасту и полу непригодно для войны, держится около кибиток и занимается мирными делами, а молодежь, с раннего детства сроднившись с верховою ездою, считает позором ходить пешком.
С другой стороны и вариантов то не было. Вспомните запорожцев. Вокруг них процветало средневековое крепостничество, к простым людям знать относилась как к животным. Стать степным рыцарем зачастую было единственным выходом для обретения личной свободы. Тем более, если обостренное чувство справедливости и стремление к вольной жизни были заложены в генах наших степняков.
С созданием Хазарии мир в очередной раз полностью изменился для северного Кавказа, у победителей начался период «обретения родины». Понадобились государственные инструменты, которые соединили бы разношерстную вольницу в граждан Хазарии. Вот культ Тенгри, идеология «всадничества» и связанный с ними обряд кремации и являлись элементами политики каганата. Всадничество воспевалось в фольклоре, всадники-победители изображались на скалах в горах и на стенах древних городов и замков. У древних болгар, например, был культ хана-всадника (Мадарский конник), а правители, делавшие ставку на войны, восхваляли всадников, и восхваление это было государственной политикой. Гуннский Хуханье шаньюй и его совет старейших сформулировали это так: «Сражаться на коне есть наше господство: и потому мы страшны перед всеми пародами. Мы еще не оскудели в отважных воинах».
Население Хазарского каганата в основной массе состояло из подчинившихся хазарской власти оседающих булгарских Орд. Самих хазар было в государстве немного. Булгарская знать, кстати, использовала обряд кремации и культ Тенгри со времен Первого Тюркского каганата. Так что точкой отсчета начала касожской эры можно назвать день подчинения Бат-баяна хазарскому кагану и назначение его куратором северо-западного Кавказа. А какие еще у Бат-Баяна были варианты? Большая часть булгар после кровопролитной междоусобицы ушла с Аспарухом. Битву за Кубань он проиграл кагану. Вокруг враждебные и воинственные зихи и абазги. Те булгары, которые остались с ним, тоже ведь колебались. Великая Булгария исчезла и срочно нужна была объединяющая хазар, булгар, зихов, алан новая идеология. Кагану тоже ведь хотелось использовать остатки войска Великой Булгарии в своих целях. Что мы видим: после поражения Бат-баян сохранил голову, был назначен каганом руководить регионом. Фанагорию, столицу бывшей Великой Булгарии забросили, ставку тудуна перенесли в Таматарху. А Бат-Баяна с войском отправили в горы нести идеологию «всадничества» зихам. Все громкие победы и слава Хазарии первых десятилетий в Закавказье и Крыму обязаны в первую очередь успешному внедрению идеи степного рыцарства. Особого внимания заслуживает и всаднический этикет. Он был хорошо, во всех деталях разработан как совокупность наполненных нравственным содержанием правил поведения всадников в обществе, во всех типовых социальных ситуациях. Например, желая вступить в разговор с женщиной или старшим по возрасту или рангу мужчиной, всадник обязан был сначала спешиться (как минимум, — привстать на стременах). Встретив в пути женщину (пожилого мужчину), всадник также спешивался — обычно за 30–40 метров до приближения.
Большое место занимала в системе всаднической культуры крепкая и трогательная дружба всадника и коня. Этой дружбе посвящались
исторические рассказы, легенды, героические песни. Читайте прекрасную книгу Керашева Т.М. «Одинокий всадник».
Напомним, что в осетинском языке слово kas-аеg означает ‘глядящий’ от kas-yn ‘глядеть’. Этноним касы/касситы восходит к древнеиндийскому языку, в котором kas означает «сверкать, сиять», а kasih – «солнце, свет, сияние, глянец». То есть лично свободные поклонники солнечного культа.
Со временем ситуация изменилась. Западные климаты Хазарии были наиболее богатым районом каганата. Именно здесь проходил западный участок «Великого Шелкового Пути», приморские города — центры торговли и ремесел, — приносили огромный доход купцам, местным феодалам и наместнику кагана. Окраины государства в своем развитии опережали исконную Хазарию, правящая верхушка продолжала поддерживать отжившие патриархальные кочевые традиции; паразитировала на получении доходов от военной добычи, дани и торговых пошлин. Хватило одного удара русских дружин и печенегов, чтобы разгромить это некогда могущественное государство Восточной Европы. С момента падения Хазарского государства вновь началось движение адыгских племен от предгорий к Кубани. Какая-то часть зихов продолжала здесь мирно уживаться вместе с болгарами еще в VII-X вв., но она была незначительная и непосредственно входила в состав Хазарии, С распадом Хазарии открываются большие возможности для освоения зихами территорий, прилегающих к левому берегу Кубани. С этого времени появляется значительное количество поселений, могильников и курганов в степной зоне левобережья, которые, несомненно, оставлены адыгскими племенами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий