суббота, 4 мая 2019 г.

Бубенок О.Б.
Данные топонимики о миграциях адыгов на украинские земли
(Очерки древней и средневековой истории адыгов
Нальчик, 2016)

К ним следует отнести название реки на Днепровском Левобережье – Псел и производные от этого названия гидронимы, являющиеся притоками этой реки. Почти столетие тому назад А.М. Бодянский нашел аналогию названия реки Псел с кавказскими гидронимами типа Пса, Псе, Псекупс, Психуаба и т.п. По его мнению, в основе этих гидронимов находится корень Псы-, что в адыгских языках означает «вода, река». Эту гипотезу поддержали современные лингвисты Дж.Н. Коков, К.М. Тищенко и др...
Относительно же других гидронимов, а также топонимов, у нас есть основание видеть в них следствие миграций адыгского населения на территорию Украины в XI–XVII вв., что подтверждается данными некоторых письменных источников. Это касается, в первую очередь, названий, происшедших от средневековых наименований адыгов – касоги, черкасы...
Уже в свое время А.С. Стрижак отметил на левобережье Псла гидроним Косоговка, который являлся левым притоком р. Лютенькой, впадающей в Псел с левого берега. Эта информация базировалась на данных «Описания рек Черниговского наместничества» от 1785 г. На топографических картах второй половины ХІХ в. Косоговка уже не обозначена. Кроме того, на левобережье Псела, в среднем его течении, в недалеком прошлом имели распространение топонимы с основой косог (косаг). По данным переписи 1859 г., на территории Полтавской губернии в Зиньковском уезде существовали поселения: Косоговщина (Пащенковка) и Косоговщина (Ивановка). Кроме того, «Военно-топографическая карта Российской империи» (1869–1890) свидетельствует о том, что в этом же районе на правом берегу речки Мужевая Долина во второй половине ХІХ в. существовал хутор Косаговщина (Паськова)...
В свое время В.В. Мавродин высказал предположение, что Мстислав должен был селить своих вассалов как на северных, так и на южных границах своего княжества, как это делал его брат Ярослав...
В Среднем Поднепровье имеется топоним, который может свидельствовать о переселении адыгов в более позднее время. Речь идет о названии города Черкассы, расположенного на правом берегу Днепра...
Это можно объяснить тем, что с XV в. гор. Черкассы долгое время являлся одним из административных центров Польско-Литовского государства, где происходил процесс формирования украинского казачества. По названию гор. Черкасс, вокруг которого казаки селились, их и стали именовать «черкасами». Характерно, что такая ситуация с данным экзоэтнонимом в российских документах сохранялась буквально до XVIII в., т.е. «черкасы» были и «малороссийские», и «пятигорские»...
Тем не менее проведенные в 1996-м и 1999 г. С.К. Рецем и Д.П. Куштаном археологические разведки на месте бывшего сел. Василица, которое ныне находится в черте современного гор. Черкассы, позволили выявить в истории Черкасс золотоордынский период. Там были обнаружены могильник и поселение XIII–XIV вв. На могильнике были исследованы три христианских захоронения с редким инвентарем, который находит аналогии среди находок золотоордынского времени в Нижнем Поднепровье. Стоит напомнить, что средневековые авторы неоднократно отмечали, что часть зихов, или кавказских черкасов исповедывали христианство. Таким образом, гипотеза о том, что правители монголов во второй XIII в. переселили с Кавказа в Среднее Поднепровье адыгов, которые основали поселение Черкассы, на сегодняшний день уже не выглядит анахронизмом...
Так, в люстрации Каневского замка упомянуто «Селище замъково Тепсеев на Рси, 5 миль от замъку». Если отбросить славянское окончание, то получаем исходные формы – Тепсей или Тепсе. Последняя форма очень хорошо соотносится с современным топонимом на Западном Кавказе – Туапсе, который Дж.Н. Коков объясняет из адыгских языков как «две реки, двуречье». В нашем случае появление топонима Тепсеев можно объяснить тем, что поселение находилось между двумя реками – Рось и Днепр.
Там же находилось «село Тулибле у версти отъ замъку». В конце люстрации Каневского замка упомянуты и жители этого села как «Тулибцы». Исходя из этого, можно считать исходной формой топонима термин Тулиб. Дж.Н. Коков отметил на Северном Кавказе существование подобного топонима – ТхьалъэIупI(э) [Тхатлаупа], что означает «место, где совершается молитва»...
XVI в. адыгские переселенцы уже были в Среднем Поднепровье.
В дополнение к сказанному можно отметить, что в этом же районе протекает река с явно кавказским названием – Псоля, которая является правым притоком Днепра. Возможно, что «Книга Большому Чертежу» начала XVII в. содержит одно из первых упоминаний о ней: «А с правые с Литовские стороны Днепра, ниже города Могилева, пала в Днепр река Береза; с правые же стороны, выше Сулы, пала река Тесмень. А ниже Тесмени, против реки Псла, пала речка Омельник Псельской»...
В упомянутой люстрации Каневского замка от 1552 г. среди большого количества имен особый интерес представляет антропоним «Степанец Пятигорчин». Создается впечатление, что малороссийские черкасы называли пятигорских черкасов не иначе, как «пятигорцы». Исходя из этого можно объяснить и происхождение названия села Пятигорцы на левом берегу Днепра на берегах р. Слепород, являющейся правым притоком р. Сулы...
Так, в московских актовых документах сообщается, что по приказу царя Алексея Михайловича под Харьков и Чугуев неоднократно совершал свои рейды кабардинский князь Каспулат Муцаловия Черкасский в 1678- м и 1679 г. Вполне очевидно, что часть этих пятигорских черкасов могла остаться на землях Слободской Украины, что могло отразиться и в топонимии, т. е. можно предположить, что сел. Пятигорское в Харьковской обл. и было основано ими...

Комментариев нет:

Отправить комментарий