четверг, 16 мая 2019 г.

Касожские новости-5

По Кызласову И.Л. крепость Хумара — основной материал по кубанским рунам. Еще есть руны в городище Каракент, Житковском могильнике, Маяках (Украина), Седьяре, Биляре, Оноше (последние три — Поволжье). Двоеточие в рунах — словоразделительный знак, хотя могли использовать для разделения слов просто точку, как мы в конце предложения. За короткий срок существования Кубанской Булгарии единый алфавит, возможно, не успел сложиться.
Несходство знаков, может быть, объяснено различием почерков писавшего или особенностями вырезания на твердом материале. От себя
добавлю, этим же объясняется мнимая схожесть кубанского алфавита с германскими рунами. По-простому, если вы режете надпись кинжалом на крупном камне, то у вас ограниченный выбор «черт и рез», тут не до стилей и гламура. Главное, чтобы вас поняла целевая аудитория. Много степных рун и тамг на кувшинах с плоскими ручками «тмутараканского типа». Через двести лет на таких же кувшинах будут знаки кириллицей и тамга Рюриковичей.
Всего на сегодня известно 32 знака кубанского алфавита. В донском руническом алфавите на сегодня известно 34 знака. Плетнева С.А. поддерживает названия кубанский и донской алфавит степного рунического письма. Семь донских рун и пять кубанских не имеют аналога, то есть это разные системы алфавита, двух разных государств — Кубанской Булгарии и Хазарии. Двадцать семь букв общие, это три четверти донских и четыре пятых кубанских (Кызласов И.Л. «Рунические письменности евразийских степей»).
Графика кубанских рун проще и легче для изображения, очевидно формирование двух самостоятельных письменностей. Есть три надписи
смешанные, кубано-донские. Кубанский алфавит связывают с тюркскими рунами только десять подобных знаков. Читались тюркские руны справа налево, а наши слева направо. Смена направления письма связана, возможно, с принятием «солнечной» государственной идеологии. Все принадлежащее солнечному культу двигалось слева направо, голова героев солнечных амулетов всегда вправо. Движение справа налево хтоническое, лунное, ночное. С рунами Дунайской Булгарии наш алфавит тоже не пересекается, у них огромное количество знаков замещено греческими и славянскими буквами и даже тамгами. Творчество Чудинова и Синько исключаем из обсуждения кубанских рун. Любые сравнения с германскими магическими рунами сразу отвергаем. Наши степные руны это нормальное письмо.
Главное, своя письменность — признак развитой цивилизации 7 века. Основная цель нанесения рун и тамг на керамику — торговые знаки хозяина и государства.
Степные руны — не магия, а пока нечитаемое письмо, отличное от тюркского. Больше всех продвинулись по рунам в Болгарии. Там изданы книги, есть сайты с детальным разбором рун. Официально, степные руны не расшифрованы.
Мудрак О.А. разбирает рунические надписи, проводит предполагаемую читаемость через чувашский. Даже древне-кубанский календарь с помощью рун вычислил и описал. Автор не исключает, «что славянская кириллица берет свое начало из того же источника» (Мудрак О.А. «Заметки о языке и культуре дунайских булгар»).
Новый год назывался Навруз. Существует большая вариантность букв, как говорит Турчанинов Г.Ф., проект «народного творчества». Не существовал единый канон писания, слишком короткий отрезок существования у Великой Булгарии. А новое государство это всегда новый язык и новый набор алфавита. Известно 139 граффити на кувшинах Фанагории. Остатки хазарской крепости Хумара на правом берегу Кубани покрыты кубанскими степными рунами.
Языки бывают «йокающие» и «джокающие» — кубанские касоги «джокали».
Руны, означающие цифры тоже были, но сложно воспринимаются современным умом, например, число 121 записывали четырьмя знаками как 100, 20, 1,1, как у римлян.
Слово «край» досталось от древних кубанцев. «Khra» (протобулгарское) — конец, край, рубеж, граница, а меч они называли «палеш».
Кубанские руны (протоболгарские) по профессору Петру Добреву: «болярин, книга, калач, кош, кошара, кумир, лавра, лассо, лобное место, маш (фасоль), манкировать, майдан, мишка, мразь, мухи, муж, ненька, бора (ветер), бутсы, вертеп, вурдалак, джезва, зранку, нана, бандит, пуканки, шабджя-шаб (сабля), само, сиромаха, студ (застудытысь), такый, харя, казначей, палаты, козинаки (козу-сладкий), охра, чета, крок, иго, площа, майка, булка, татко, трындеть, реган, скат, только (тилькы, тикы), тля, царь, царство, шановный, шана, вещий, бремя, дверь, ворота, край, узда, шатер, сулица, рада, сурик, рать, первый, трижды, ты, твой, веды, червоный, червень, год, зима, крок, хор, лоза,
лошадь». И это только начало, на скудном материале введенных в научный оборот степных рун и сравнениях славянских языков с древними иранскими диалектами.
В Хумаре много знаков обнаружено внутри кладки. Если цифровые надписи обнаружены внутри кладки кирпича, то это просто метки строителей, количество блоков и кирпичей (Биджиев Х.Х. «Хумаринское городище»). То есть степные руны довольно широко использовались в быту. Есть руны на костяных горлышках бурдюков. Даже на лезвии боевого топорика.
Над степными рунами, означающими христианский текст, стоит черта. Черта над священным текстом называется тильда. Она есть на кавказских рунах и это еще один довод в пользу раннего христианства Хазарии. Слово Бог — «Ан». Добавлю, что известно даже руническое слово «джигитовка» (The language of the Asparukh and Kuber Bulgars, Vocabulary and grammar by Peter Dobrev Степи).
Широкое распространение рун свидетельствует о высокой грамотности населения, писали на стрелах и луках, на пряслицах и флягах, на кирпичах и могильных плитах. Была найдена подвеска от серьги. Вставка серьги с жемчужиной в одно ухо у мужчин было типичным  обычаем, так вот даже на этих серьгах есть руны (могильник Рим-горы под Кисловодском). Писали пожелания удачи и силы обладателю.  Есть даже руническое слово «Иешуа». Слово в осетинском языке (активное причастие настоящего времени) kas-аеg «глядящий» от kas-yn «глядеть». Этноним касы/касситы восходит к древнеиндийскому языку, в котором kas означает «сверкать, сиять», а kasih — «солнце, свет, сияние, глянец». То есть лично свободные поклонники солнечного культа. В степных государствах всегда были белые и черные касты. Касоги — белые, то есть лично свободные, вольные рыцари. Слова: Белград, Белая Вежа, Белосток и т.д. эхо тех вольных времен.
Надпись на керамическом сосуде, открыта в районе железнодорожной линии Сальск-Царицын (1893 г.). Находка датирована в районе 7-10 веков. Переводится как: «(здесь) могильный курган славного касожского хана». Надпись на керамической фляжке выполнена степным руническим письмом. Косвенно, это еще один довод в пользу буквы «а» в первом слоге слова «казак». То есть можно утверждать, что в VII-X веках в южнорусских степях уже кочевали чубатые касоги, писавшие степными рунами, жившие в кошах, под бунчуками. Руническое слово «касог» можно использовать в музеях и казачьих магазинах края (Турчанинов Г.Ф. «О языке надписей на камнях Маяцкого городища и флягах Новочеркасского музея»).
Позже, во времена Тмутараканского княжества, надписи касогов видим уже в литературном русском языке. Касожские отряды входили в войско Святослава и Мстислава Владимировича и были расселены ими, согласно летописи, по всей Руси.




Комментариев нет:

Отправить комментарий