Иерусалимская А.А.
Некоторые вопросы изучения раннесредневекового костюма (по материалам анализа одежды адыго-аланских племен VIII-IX вв.)
1. Мужской и женский костюм в ту эпоху радикально отличались один от другого (детский же повторял основные черты взрослого: одежда девочек - женскую, мальчиков - мужскую. 2. Плечевая одежда у всех категорий населения состояла из двух компонентов: верхней одежды (в разной мере утепленной, обычно подбитой мехом) и нижней, нательной, которая повторяла главные особенности кроя первой, У мужчин - это отрезной кафтан, облегающий в верхней половине (системой застежек на нашивных полосках - «галунах») и широкий в нижней (длинной, без застежек, с боковыми «разрезами» - несшитыми внизу швами); верхний кафтан обычно имеет боковые отвороты, нижний - невысокую стойку. У женщин - одежда очень широкая, не отрезная, сшитая обычно из одного ткацкого полотнища с приточенными по длинным сторонам половинами такого же ткацкого куска, продольно разрезанного (в Центре делалась горловина с разрезом); для верхнего «платья-шубы» характерны узкие и длинные рукава, неглубокие боковые «разрезы», также центральный разрез, не доходящий донизу; особенностью женского нижнего платья является длинный нашивной карман, исполнявший фунции «рюкзака» или нагрудной сумы.
3. Головные уборы мужчин, среди которых есть шлемовидные (кожаные, крытые шелком, с деревянным шишаком), явно престижного характера, в целом достаточно единообразны. Женские уборы более разнообразны, маркируя определенные возрастные группы: 1) девочек и девушек (у них волосы заплетались в несколько тонких косичек, которые украшались бляшками и не скрывались под шапкой); 2) замужних женшин, еще не обзаведшихся детьми (одна коса, но также не спрятанная), и наконец, 3) главный рубеж - убор матери: с появлением ребенка женщина носила волосы, полностью спрятанными (шапка с накосником, система повязок-диадем и длинных шарфов).
4. Исподнее - полотняные штаны и чулки (а также «гетры» и войлочные ноговицы) - относительно единообразны у мужчин и женшин. Варьирует лишь длина штанин, заправлявшихся в чулки, и отличается система фиксации последних: у мужчин - с помощью «подвязок» из сухожилий, крепившихся на пояске штанов, у женщин - матерчатыми завязками ниже колен. Мягкая обувь из кожи, в разной мере обработанной (от сыромятной до тонкого сафьяна), достаточно разнообразна, давая вариации то более низких, то более высоких чувяков, иногда сапожков; вся обувь сделана без вшивной подметки; женская, мужская и детская обувь отличается одна от другой только размером.
5. Главные черты каждого вида одежды стабильно повторяются, независимо от имущественного статуса их владельцев - будь то крытый драгоценным шелком кафтан вождя или залатанное «рубище» из мешковины. В целом одежда хорошо приспособлена к климатическим и хозяйственным условиям жизни в горах.
6. Уникальная особенность местной одежды - широчайшее использование привозных шелков, причем не только для декора кафтанов, платьев или головных уборов, но и для отделки обуви или исподнего. Этими шелками, как и рядом других товаров проходившей тут транзитной международной торговли (ковры, гобелены, стекло, латунь) караваны расплачивались с местными племенами за проход по находившимся под их контролем перевалам. Этот обходной маршрут Великого Шелкового Пути. Боковые разрезы мужских костюмов. Прежде всего левый запах (застежка на «галунах», пуговицы на краю правой полы, петли на левой). матерчатую торбочку с сырниками. деревянный ковшик для его питья из глиняного кувшина. Итак, женское платье, как и платье девочек, являлось в интересующую нас эпоху подлинным средоточием амулетов. Большинство из них закреплялось в двух симметрично пришитых в верхней части нагрудника петлях, где подвешивались на сухожилиях: матерчатый, как правило, шелковый, мешочек для амулета (обычно палочки орешника), медвежий коготь, пяточная косточка зайца, олений зуб, рожки косули. крупная раковина каури: мелкие же каури неизменно входили в состав ожерелья, которое крепилось в тех же петлях. Каждая бусина несла сакральное значение: с волнистой полоской вдоль центра - «от: змей», желтая с мелкими глазками - «от оспы», синяя глазчатая - «от сглаза» и т.д. Кроме описанной «наружной» низки, носилась еще одна - «внутренняя», которая оборачивалась вокруг основания шеи, состояла из мелких одноцветных стеклянных бус и пронизок и не была видна: находилась под платьем.
https://poisk-ru.ru/s41520t3.html
Некоторые вопросы изучения раннесредневекового костюма (по материалам анализа одежды адыго-аланских племен VIII-IX вв.)
1. Мужской и женский костюм в ту эпоху радикально отличались один от другого (детский же повторял основные черты взрослого: одежда девочек - женскую, мальчиков - мужскую. 2. Плечевая одежда у всех категорий населения состояла из двух компонентов: верхней одежды (в разной мере утепленной, обычно подбитой мехом) и нижней, нательной, которая повторяла главные особенности кроя первой, У мужчин - это отрезной кафтан, облегающий в верхней половине (системой застежек на нашивных полосках - «галунах») и широкий в нижней (длинной, без застежек, с боковыми «разрезами» - несшитыми внизу швами); верхний кафтан обычно имеет боковые отвороты, нижний - невысокую стойку. У женщин - одежда очень широкая, не отрезная, сшитая обычно из одного ткацкого полотнища с приточенными по длинным сторонам половинами такого же ткацкого куска, продольно разрезанного (в Центре делалась горловина с разрезом); для верхнего «платья-шубы» характерны узкие и длинные рукава, неглубокие боковые «разрезы», также центральный разрез, не доходящий донизу; особенностью женского нижнего платья является длинный нашивной карман, исполнявший фунции «рюкзака» или нагрудной сумы.
3. Головные уборы мужчин, среди которых есть шлемовидные (кожаные, крытые шелком, с деревянным шишаком), явно престижного характера, в целом достаточно единообразны. Женские уборы более разнообразны, маркируя определенные возрастные группы: 1) девочек и девушек (у них волосы заплетались в несколько тонких косичек, которые украшались бляшками и не скрывались под шапкой); 2) замужних женшин, еще не обзаведшихся детьми (одна коса, но также не спрятанная), и наконец, 3) главный рубеж - убор матери: с появлением ребенка женщина носила волосы, полностью спрятанными (шапка с накосником, система повязок-диадем и длинных шарфов).
4. Исподнее - полотняные штаны и чулки (а также «гетры» и войлочные ноговицы) - относительно единообразны у мужчин и женшин. Варьирует лишь длина штанин, заправлявшихся в чулки, и отличается система фиксации последних: у мужчин - с помощью «подвязок» из сухожилий, крепившихся на пояске штанов, у женщин - матерчатыми завязками ниже колен. Мягкая обувь из кожи, в разной мере обработанной (от сыромятной до тонкого сафьяна), достаточно разнообразна, давая вариации то более низких, то более высоких чувяков, иногда сапожков; вся обувь сделана без вшивной подметки; женская, мужская и детская обувь отличается одна от другой только размером.
5. Главные черты каждого вида одежды стабильно повторяются, независимо от имущественного статуса их владельцев - будь то крытый драгоценным шелком кафтан вождя или залатанное «рубище» из мешковины. В целом одежда хорошо приспособлена к климатическим и хозяйственным условиям жизни в горах.
6. Уникальная особенность местной одежды - широчайшее использование привозных шелков, причем не только для декора кафтанов, платьев или головных уборов, но и для отделки обуви или исподнего. Этими шелками, как и рядом других товаров проходившей тут транзитной международной торговли (ковры, гобелены, стекло, латунь) караваны расплачивались с местными племенами за проход по находившимся под их контролем перевалам. Этот обходной маршрут Великого Шелкового Пути. Боковые разрезы мужских костюмов. Прежде всего левый запах (застежка на «галунах», пуговицы на краю правой полы, петли на левой). матерчатую торбочку с сырниками. деревянный ковшик для его питья из глиняного кувшина. Итак, женское платье, как и платье девочек, являлось в интересующую нас эпоху подлинным средоточием амулетов. Большинство из них закреплялось в двух симметрично пришитых в верхней части нагрудника петлях, где подвешивались на сухожилиях: матерчатый, как правило, шелковый, мешочек для амулета (обычно палочки орешника), медвежий коготь, пяточная косточка зайца, олений зуб, рожки косули. крупная раковина каури: мелкие же каури неизменно входили в состав ожерелья, которое крепилось в тех же петлях. Каждая бусина несла сакральное значение: с волнистой полоской вдоль центра - «от: змей», желтая с мелкими глазками - «от оспы», синяя глазчатая - «от сглаза» и т.д. Кроме описанной «наружной» низки, носилась еще одна - «внутренняя», которая оборачивалась вокруг основания шеи, состояла из мелких одноцветных стеклянных бус и пронизок и не была видна: находилась под платьем.
https://poisk-ru.ru/s41520t3.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий