Якименко Е.М.
Черный атаман — черный всадник?
Существует среди казаков легенда о черном атамане, с приходом которого на казачью землю, все будет по-иному, по-казачьему.
Я не раз просил своего деда рассказать мне более подробно о черном атамане, которого ожидает казацкая громада, так как отрывочные ответы его сводились к немногому, к тому, что «придет черный атаман на черном коне и тогда начнется настоящая казачья жизнь»...
— Ну, слухай, хлопче, — уступая моим настойчивым просьбам, говорил дед, — бильше вику, як од нас, с Кубани пишов на Турэччину чорный отаман. Вин понис з собою и козацьку волю, яку руськи хотилы у того отамана одибрать. Вин казав старым козакам, шо прыйдэ черэз два викы. Нэдовго осталось ждать. Я вже старый, може и нэ дижду, а ты, хлопче, молодый, диждэш... Нэдовго осталось ждать... Бильше вика вже пройшло... Як прыйдэ чорный отаман на вороному кони, та прынэсэ з собою козачу долю и волю, будэ, тоди всэ инакше. Руськых зовсим нэ будэ тут у нас, будуть лыше одни козакы, — закончил свой рассказ дед.
— А як султан турэцькый нэ пустэ того чорного отамана? — спрашиваю я деда.
— Ни, хлопче, пустэ. Бо вин бэрэже нашу козачу волю, як мы бэрэжемо його золотого коня.
Сбитый совсем с толку золотым конем, я стал опять допрашивать деда.
— Бачиш, хлопче, и чорного отамана и нашу козацьку волю султан бэрэже, бо мае надию, шо як вэрныться сюды до нас чорный отаман, и прынэсэ козацьку волю, то султан може забрать свого золотого коня.
— А дэ ж той кинь? — пытаю дида.
— Дурный ты, хлопче. Золотый турэцкый кинь у Азови. Як колысь козакы прогналы нэхрыстив из Азова, то туркы як тикалы, но нэ змоглы забрать з собою того золотого коня. От султан и просыв старых козакив, шоб коня збырэглы, бо и вин, султан, станэ колысь козакам у прыгодэ. От його и бэрэжуть. Як тилькы прыйдэ чорный отаман, так будэ свободный и турэцькый кинь...
* * *
Эта короткая и, возможно, не совсем складная легенда имеет пророческий смысл.
Вероятно, под черным атаманом здесь подразумевается атаман Игнат Некрасов, который, как известно, был жгучим брюнетом и которого турки называли «Кара-Игнат» (черный Игнат).
Да он, действительно, унес казачью волю за море. И эта воля, по смыслу легенды, должна прийти из-за моря, ее должен принести черный атаман.
Уже давно в казачий лексикон вошло выражение «черный всадник». «черный всадник нам поведал», «черный всадник нам рассказал», «черный всадник к нам прискакал» и т. д.
Черный всадник уже сделал 200 заездов и многим привез весть о Воле. По смыслу приведенной выше легенды, Казачья Воля придет на Казачьи Поля из-за моря. Смысл тот, что казачьи патриоты из эмиграции принесут Волю домой, получив ее от легендарного черного атамана.
Черный всадник в один из своих заездов принесет Волю и туда, откуда «бильше вику», спасая от оков Москвы, унес ее за море черный атаман.
10 июня 1936 года
журнал «ВК» № 200
стр. 23
Черный атаман — черный всадник?
Существует среди казаков легенда о черном атамане, с приходом которого на казачью землю, все будет по-иному, по-казачьему.
Я не раз просил своего деда рассказать мне более подробно о черном атамане, которого ожидает казацкая громада, так как отрывочные ответы его сводились к немногому, к тому, что «придет черный атаман на черном коне и тогда начнется настоящая казачья жизнь»...
— Ну, слухай, хлопче, — уступая моим настойчивым просьбам, говорил дед, — бильше вику, як од нас, с Кубани пишов на Турэччину чорный отаман. Вин понис з собою и козацьку волю, яку руськи хотилы у того отамана одибрать. Вин казав старым козакам, шо прыйдэ черэз два викы. Нэдовго осталось ждать. Я вже старый, може и нэ дижду, а ты, хлопче, молодый, диждэш... Нэдовго осталось ждать... Бильше вика вже пройшло... Як прыйдэ чорный отаман на вороному кони, та прынэсэ з собою козачу долю и волю, будэ, тоди всэ инакше. Руськых зовсим нэ будэ тут у нас, будуть лыше одни козакы, — закончил свой рассказ дед.
— А як султан турэцькый нэ пустэ того чорного отамана? — спрашиваю я деда.
— Ни, хлопче, пустэ. Бо вин бэрэже нашу козачу волю, як мы бэрэжемо його золотого коня.
Сбитый совсем с толку золотым конем, я стал опять допрашивать деда.
— Бачиш, хлопче, и чорного отамана и нашу козацьку волю султан бэрэже, бо мае надию, шо як вэрныться сюды до нас чорный отаман, и прынэсэ козацьку волю, то султан може забрать свого золотого коня.
— А дэ ж той кинь? — пытаю дида.
— Дурный ты, хлопче. Золотый турэцкый кинь у Азови. Як колысь козакы прогналы нэхрыстив из Азова, то туркы як тикалы, но нэ змоглы забрать з собою того золотого коня. От султан и просыв старых козакив, шоб коня збырэглы, бо и вин, султан, станэ колысь козакам у прыгодэ. От його и бэрэжуть. Як тилькы прыйдэ чорный отаман, так будэ свободный и турэцькый кинь...
* * *
Эта короткая и, возможно, не совсем складная легенда имеет пророческий смысл.
Вероятно, под черным атаманом здесь подразумевается атаман Игнат Некрасов, который, как известно, был жгучим брюнетом и которого турки называли «Кара-Игнат» (черный Игнат).
Да он, действительно, унес казачью волю за море. И эта воля, по смыслу легенды, должна прийти из-за моря, ее должен принести черный атаман.
Уже давно в казачий лексикон вошло выражение «черный всадник». «черный всадник нам поведал», «черный всадник нам рассказал», «черный всадник к нам прискакал» и т. д.
Черный всадник уже сделал 200 заездов и многим привез весть о Воле. По смыслу приведенной выше легенды, Казачья Воля придет на Казачьи Поля из-за моря. Смысл тот, что казачьи патриоты из эмиграции принесут Волю домой, получив ее от легендарного черного атамана.
Черный всадник в один из своих заездов принесет Волю и туда, откуда «бильше вику», спасая от оков Москвы, унес ее за море черный атаман.
10 июня 1936 года
журнал «ВК» № 200
стр. 23
Комментариев нет:
Отправить комментарий