Владимир Куртин
1929 год
Прав ли был Достоевский, сказавший, что человек — подлец — ко всему привыкает?
Неужели ли, действительно, привыкает ко всему?
Но, пусть и так. Пусть «привыкает». Но, есть привычка и привычка. Пусть привыкает ко всему, что есть. Что есть сейчас. Пусть мирится с действительностью. С такою, какова она сейчас.
Выше головы не прыгнешь. А добровольным возвращением билета на жизнь ничего не изменишь.
Но, главное-то ведь в том: живем мы или доживаем? Если живем и «привыкли», то есть терпим, — еще не беда. Ибо, не казак тот, кто терпит без надежды быть атаманом. Ну, а если доживаем? Если привыкли и на будущее? Вот на такое, как и нынешнее настоящее?
О, если Достоевский и о такой «привычке» думал; если он и в этом случае прав, — тогда человек действительно «подлец».
И призывать его сеять сейчас, чтобы всходы иметь в будущем — мертвое дело.
Ибо у него не было прошлого. Нет и будущего.
Но, в таком случае, человек не только «подлец». Он и не человек. Просто: человекоподобная обезьяна, которая не знает, что был вчера и совершенно не интересуется тем, что будет завтра...
К счастью, среди казаков таких «привыкших» нет. По той простой причине, что привыкнуть, то есть примириться с настоящим навсегда — недопускает его собственное прошлое.
Былое и будущность это — мост над быстротекущим настоящим. Потому-то, чтобы зажечь волю к созданию будущего, прибегали даже к фальсификации прошлого. Или к гиперболической ее идеализации.
Фанатики хорватского ренессанса спасли хорватский народ от германо-мадьяризации, взявши за основу хорватского будущего — Иллирское прошлое. Использовали его, как свое прошлое...
Нам же, в наших призывах к светлому будущему, нет надобности прибегать ни к фальсификации, ни к идеализации нашего прошлого. Тем менее — приписывать своему прошлому то, что было достоянием других.
Нам не нужно и выдумывать свое будущее. Оно нам не неведомо. Ибо, в главном, зовем сделать только то, что было. Веря, что как было — так будет.
А было истинно и идеально, и ныне, чем больше присматриваемся к развитию форм современной жизни, тем больше видим факторов, диктующих неотложное использование капитала, оставленного нам нашими предками.
Вступая в еще один год своей эмигрантской жизни, мы верим, что ни один казак не примирился с мыслью, что он «доживает».
Верим, что казак не «привык», а терпит. И, что главное: терпит с тем, чтобы не сегодня-завтра стать атаманом.
«Столпничество» не в натуре казака. Не в его натуре терпение, как непротивление злу. Наоборот: терпение (выносливость) в борьбе со злом.
Казачество по праву может гордиться исключительными примерами такого рода терпения (привычки). Которые, конечно, по закону наследственности, и ныне живут в нем...
Мы верим (Ибо знаем!), что все казаки таковы.
И, вступая в новый год, мы призываем только к организованному приложению сил для скорейшего достижения победы.
Для сооружения нашего будущего, достойного нашего славного прошлого.
* * *
10 января 1929 года
журнал «Вольное Казачество»
№ 27
стр. 9
1929 год
Прав ли был Достоевский, сказавший, что человек — подлец — ко всему привыкает?
Неужели ли, действительно, привыкает ко всему?
Но, пусть и так. Пусть «привыкает». Но, есть привычка и привычка. Пусть привыкает ко всему, что есть. Что есть сейчас. Пусть мирится с действительностью. С такою, какова она сейчас.
Выше головы не прыгнешь. А добровольным возвращением билета на жизнь ничего не изменишь.
Но, главное-то ведь в том: живем мы или доживаем? Если живем и «привыкли», то есть терпим, — еще не беда. Ибо, не казак тот, кто терпит без надежды быть атаманом. Ну, а если доживаем? Если привыкли и на будущее? Вот на такое, как и нынешнее настоящее?
О, если Достоевский и о такой «привычке» думал; если он и в этом случае прав, — тогда человек действительно «подлец».
И призывать его сеять сейчас, чтобы всходы иметь в будущем — мертвое дело.
Ибо у него не было прошлого. Нет и будущего.
Но, в таком случае, человек не только «подлец». Он и не человек. Просто: человекоподобная обезьяна, которая не знает, что был вчера и совершенно не интересуется тем, что будет завтра...
К счастью, среди казаков таких «привыкших» нет. По той простой причине, что привыкнуть, то есть примириться с настоящим навсегда — недопускает его собственное прошлое.
Былое и будущность это — мост над быстротекущим настоящим. Потому-то, чтобы зажечь волю к созданию будущего, прибегали даже к фальсификации прошлого. Или к гиперболической ее идеализации.
Фанатики хорватского ренессанса спасли хорватский народ от германо-мадьяризации, взявши за основу хорватского будущего — Иллирское прошлое. Использовали его, как свое прошлое...
Нам же, в наших призывах к светлому будущему, нет надобности прибегать ни к фальсификации, ни к идеализации нашего прошлого. Тем менее — приписывать своему прошлому то, что было достоянием других.
Нам не нужно и выдумывать свое будущее. Оно нам не неведомо. Ибо, в главном, зовем сделать только то, что было. Веря, что как было — так будет.
А было истинно и идеально, и ныне, чем больше присматриваемся к развитию форм современной жизни, тем больше видим факторов, диктующих неотложное использование капитала, оставленного нам нашими предками.
Вступая в еще один год своей эмигрантской жизни, мы верим, что ни один казак не примирился с мыслью, что он «доживает».
Верим, что казак не «привык», а терпит. И, что главное: терпит с тем, чтобы не сегодня-завтра стать атаманом.
«Столпничество» не в натуре казака. Не в его натуре терпение, как непротивление злу. Наоборот: терпение (выносливость) в борьбе со злом.
Казачество по праву может гордиться исключительными примерами такого рода терпения (привычки). Которые, конечно, по закону наследственности, и ныне живут в нем...
Мы верим (Ибо знаем!), что все казаки таковы.
И, вступая в новый год, мы призываем только к организованному приложению сил для скорейшего достижения победы.
Для сооружения нашего будущего, достойного нашего славного прошлого.
* * *
10 января 1929 года
журнал «Вольное Казачество»
№ 27
стр. 9
Комментариев нет:
Отправить комментарий