воскресенье, 29 декабря 2019 г.

1-я часть
Родная Кубань
2011
№1
стр. 91-93

Иван Бойко
Гимн хате

Боль моя, любовь моя, жаль моя... Вздрагиваешь от малейшего ветерка, от воробьиного крика, от гула моторов в степи. Пообсунулась, пошерхла от времени, накинула источенную дождями соломенную крышу до завалинки, уткнула в землю печальные окна. А над тобою небо — как огромный сверкающий колокол. Гремит на весь мир над тобой российское небо, а ты все старишься, все хилишься, врастаешь в землю. Отглядели вишни в твои окна, жаль моя; отгуляли на твоих завалинках дивчата, любовь моя; отплясали, отпели тебе парубки, скоро совсем тебя не будет, боль моя!..
Тебя скоро не будет, но я — из тебя, из тебя — кровь моя и плоть моя, из тебя — вся Россия моя!..
Открой глаза! Разбуди думы! Не печалься! Ты ведь самая счастливая на свете.
Для тебя предки наши искали вольные земли: прошли горы, прорубили леса, обжили болота, обласкали просторы... Такой путь, что весь мир позавидует!..
Строили тебя на скорую руку, из всего что ни есть: из самана, из турлука, из камня, из щебня; набивали глиной клинцовки; рубили из дуба; укрывали бурьяном, камышом, соломой, дранью. Под твои углы закладывали монеты, чтобы быть богатыми; на пороге прибивали подковы, чтобы быть счастливыми; в святом углу вешали иконы — Матерь Божью с Сыном-Богом в руках, самого Спасителя-Вседержателя или Святую Троицу и, обязательно, Георгия Победоносца на белом коне, под красным стягом, пробивающего святым своим копьем Змея Горыныча, — чтобы мы побеждали всех врагов, всех змеев-лиходеев, чтобы наш путь был праведным, чтобы нас хранили ангелы-хранители и сам Бог; подворье окропляли свяченой водой, чтобы в нас жил дух святой, чтобы не действовали все порчи и происки Дьявола; на плетни надевали черепа, чтобы водился скот, чтобы отступали злые духи; русскую печку размалевывали петухами, рыбками, розами, в цвет васильков раскрашивали окна, чтобы радовали глаз.
Строили тебя всей родней, всей улицей, всем миром-станицей. Строили с песнями и хохотом, с шутками и прибаутками. И потому к тебе каждый вхож, твои двери открыты каждому, и ты каждому рада, как родному...
Ах, боль моя, любовь моя, жаль моя!..
Сколько пота пролила ты, сколько прогамбалила на своем веку! Поднималась рано-рано, на зорьке, до света, с криком первых петухов. Будили тебя куры, гуси, коровы, овцы, звон наковален в кузнице. Старшие запрягали лошадей, быков, выезжали в поле орать, боронить, сеять, скородить, страду страдовать; дети заступали в огород — копать, сажать, полоть, поливать, подгортать. Всей душой берегли всходы, лелеяли каждый росток-стебелек. И как была ты рада, когда вокруг тебя невестами хороводились вишни, яблони, груши, абрикосы; когда у окон твоих оббивали цепами снопы, веяли зерно, когда вырастали горы кабаков, бурты картофеля, бураков; когда в горнице твоей ткали полотна и рядна, вязали варежки и носки, в сенях плели лапти, точали чебуры; когда нашептывали тебе вещие сны и дальние путь-дороги неизменные твои пряха и веретено...
Ах, боль моя, любовь моя, жаль моя!
Сколько сказок тобою сложено, и все про чудесную жизнь: про ковер-самолет, про скатерть-самобранку, про волшебный чайник и самовар, про Ивана Царевича, Василису Премудрую, про силу и ум детей твоих! Сколько былин тобою рассказано про Соловья-разбойника, про Илью Муромца, про суму переметную и Святогора-богатыря, про славного гостя, торгового гусляра-купца Садко...

* * *

Сколько песен пропела ты про тоску-печаль, про кручинушку, про любовь верную — человеческую!

Свиты мисяц, свиты ясный,
Не свиты никому.
Тильке свиты миленькому,
Як идэ до дому.

И гадала ты о грядущем на всем, что ни есть: на воде, на огне; на углях, на воске; на хлебе, на соли; на солнце, на месяце; на морозе и ветре. Потому так хотелось тебе счастья!
«Выйду я в поле зарею, умоюсь багряной росою. — Заря-заряница, красная девица, расскажи, что тебе снится. — Заря Марья, заря Дарья, пришли гонцов со всех концов!» И шли к тебе со всех улиц, со всех краев, со всех хуторов и деревень. Шли табунами и парами. С бубнами и гармошками. С дудками и скрипками. И столько набивалось в тебе детишек, что ни повернуться, ни сесть!..
Сколько с тобою связано, хата, что и не высказать!..

(продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий