В.А. Кузнецов
В верховьях Большого Зеленчука
Спустившись с высот древней Хумаринской крепости, завернем в соседний поселок шахты № 6. Но наш путь лежит не на шахту, а на тихую тенистую улицу, протянувшуюся вдоль обрыва к пойме Кубани. В одном из небольших чистеньких домиков живет известный всему поселку учитель местной школы Сергей Данилович Мастепанов. Это замечательный, щедрой души человек, знаток края и страстный собиратель и исследователь пословиц и поговорок. Наука, изучающая афористическое творчество, называется паремиология. С.Д. Мастепанов в результате неустанного многолетнего труда собрал свыше тридцати тысяч пословиц и поговорок всех народов мира и стал известным паремиологом. Он автор ряда печатных научных работ, но главное - подробнейших библиографий, неоценимых для ученых. Владея пятью языками, Сергей Данилович в каникулярное время выезжает в Москву и Ленинград и изучает новую литературу, поступившую со всех концов света. Он связан с паремиологами многих стран, ведет с ними переписку, а несколько лет назад получил фолиант пословиц и поговорок мира, присланный ему с дарственной надписью Секретариатом ООН. Большая комната в доме Сергея Даниловича - его рабочий кабинет и научная библиотека. Здесь хранится около пяти тысяч томов, в том числе и редких книг. Интересный человек С.Д. Мастепанов - хранитель создававшейся веками мудрости, подлинно народный ученый-самородок. Наша короткая встреча с ним еще раз показывает, как богат народ талантливыми людьми, какие чистые родники бьют в его толще.
С.Д. Мастепанов не только фольклорист, его интересуют и археология и история родного края. Как-то я был у него в гостях вместе с М.Н. Ложкиным - другим замечательным краеведом, живущим в Краснодарском крае. Сергей Данилович показал нам тогда два поистине редкостных памятника древних культов. Один из них - это большой и почти плоский обломок скалы, лежащий на склоне горы выше поселка. На его поверхности высечено множество крестов, покрытых загаром и замшелых. Древность изображений не вызывает сомнений. Если посмотреть на камень, когда солнечные лучи падают косо, они высвечивают на нем и вписанные друг в друга концентрические круги с крестом посередине. Перед нами типичный памятник древнего графического искусства - так называемый петроглиф. Петроглифы были распространены всюду, где есть горы или скалы, от Альп и Пиренеев на западе до Монголии и Якутии на востоке, и всюду они были органически связаны с языческими культами и идеологией древних племен. С чем связывали в своем воображении фигуры крестов древние, что именно они символизировали, сейчас сказать трудно, как, впрочем, трудно указать на их действительный возраст.
Скала с петроглифами близ поселка шахты № 6
Второй памятник не менее интересен. Это огромная, вертикально стоящая стела высотой около 3 м, водруженная на скалистый выступ около аула Хумара. Стела вытесана очень тщательно из серого песчаника, а верхняя ее часть заострена как у менгира с крестом на Длинной Поляне в ущелье Большого Зеленчука (мы еще скажем о нем ниже). Если кресты на петроглифе были вырублены в глубь камня и расположены хаотично, то на стеле-менгире мастерски высечен рельефный крест с тремя расширяющимися концами. Нижний конец представляет собой две прямые линии, уходящие в землю, - крест как бы вырастает из животворящей матери-земли. Крест умело вкомпонован в плоскость стелы и сверху обрамлен полукругом, тоже рельефным и напоминающим киот (а может быть, подражающим ему?).
Об эпохе, когда был поставлен этот монумент, можно говорить более определенно: это было в пределах X-XII веков, когда в верховья Кубани проникло византийское христианство. Нынешний Карачай был тогда буквально усеян памятниками христианской архитектуры и прикладного искусства.
читать
В верховьях Большого Зеленчука
Спустившись с высот древней Хумаринской крепости, завернем в соседний поселок шахты № 6. Но наш путь лежит не на шахту, а на тихую тенистую улицу, протянувшуюся вдоль обрыва к пойме Кубани. В одном из небольших чистеньких домиков живет известный всему поселку учитель местной школы Сергей Данилович Мастепанов. Это замечательный, щедрой души человек, знаток края и страстный собиратель и исследователь пословиц и поговорок. Наука, изучающая афористическое творчество, называется паремиология. С.Д. Мастепанов в результате неустанного многолетнего труда собрал свыше тридцати тысяч пословиц и поговорок всех народов мира и стал известным паремиологом. Он автор ряда печатных научных работ, но главное - подробнейших библиографий, неоценимых для ученых. Владея пятью языками, Сергей Данилович в каникулярное время выезжает в Москву и Ленинград и изучает новую литературу, поступившую со всех концов света. Он связан с паремиологами многих стран, ведет с ними переписку, а несколько лет назад получил фолиант пословиц и поговорок мира, присланный ему с дарственной надписью Секретариатом ООН. Большая комната в доме Сергея Даниловича - его рабочий кабинет и научная библиотека. Здесь хранится около пяти тысяч томов, в том числе и редких книг. Интересный человек С.Д. Мастепанов - хранитель создававшейся веками мудрости, подлинно народный ученый-самородок. Наша короткая встреча с ним еще раз показывает, как богат народ талантливыми людьми, какие чистые родники бьют в его толще.
С.Д. Мастепанов не только фольклорист, его интересуют и археология и история родного края. Как-то я был у него в гостях вместе с М.Н. Ложкиным - другим замечательным краеведом, живущим в Краснодарском крае. Сергей Данилович показал нам тогда два поистине редкостных памятника древних культов. Один из них - это большой и почти плоский обломок скалы, лежащий на склоне горы выше поселка. На его поверхности высечено множество крестов, покрытых загаром и замшелых. Древность изображений не вызывает сомнений. Если посмотреть на камень, когда солнечные лучи падают косо, они высвечивают на нем и вписанные друг в друга концентрические круги с крестом посередине. Перед нами типичный памятник древнего графического искусства - так называемый петроглиф. Петроглифы были распространены всюду, где есть горы или скалы, от Альп и Пиренеев на западе до Монголии и Якутии на востоке, и всюду они были органически связаны с языческими культами и идеологией древних племен. С чем связывали в своем воображении фигуры крестов древние, что именно они символизировали, сейчас сказать трудно, как, впрочем, трудно указать на их действительный возраст.
Скала с петроглифами близ поселка шахты № 6
Второй памятник не менее интересен. Это огромная, вертикально стоящая стела высотой около 3 м, водруженная на скалистый выступ около аула Хумара. Стела вытесана очень тщательно из серого песчаника, а верхняя ее часть заострена как у менгира с крестом на Длинной Поляне в ущелье Большого Зеленчука (мы еще скажем о нем ниже). Если кресты на петроглифе были вырублены в глубь камня и расположены хаотично, то на стеле-менгире мастерски высечен рельефный крест с тремя расширяющимися концами. Нижний конец представляет собой две прямые линии, уходящие в землю, - крест как бы вырастает из животворящей матери-земли. Крест умело вкомпонован в плоскость стелы и сверху обрамлен полукругом, тоже рельефным и напоминающим киот (а может быть, подражающим ему?).
Об эпохе, когда был поставлен этот монумент, можно говорить более определенно: это было в пределах X-XII веков, когда в верховья Кубани проникло византийское христианство. Нынешний Карачай был тогда буквально усеян памятниками христианской архитектуры и прикладного искусства.
читать
Комментариев нет:
Отправить комментарий