четверг, 19 декабря 2019 г.

1-я часть
Петр Ткаченко

Где спит казацкая слава
Абин
стр. 38-49

Ны йды, ны йды, козаченьку, ты в Абын
бо там ты умрэш!

(Старинная детская песенка)

Среди гор западного Закубанья грозно поднимаются валы укрепления Абин. Перед валами зияет вокруг крепости огромная канава. По наружной стороне валов везде понабиты острые крючья. Кое-где в валах устроены «амбразуры» (окна для пушек, обстреливающих окрестности укрепления). По углам изломы прямолинейных валов. Несколько выдвигаются вперед, поднимаются командующие над валами бастионы, на которых установлены по две пушки «единорог». Единорог устанавливался так, что выстрелы его ложились по канаве. В укреплении имеются крепкие ворота, возле которых постоянно стоит часовой. В ворота днем разрешается свободный пропуск нуждающимся обитателям крепости. Рано вечером ворота наглухо забиваются. По валам везде и у амбразур устанавливаются часовые. Ночь спускается на землю и черной пеленой покрывает и крепость, и окружающие ее горы, и, прорезая ночную тишину, протяжно, заунывно несутся с крепостных валов тревожные оклики часовых — Слу-ша-а-ай. Пронесется оклик одного часового и на смену ему слышится голос другого, по очереди третьего и т. д. Бесконечной лентой льются оклики невидимых часовых среди черного безмолвия ночи. Звонкое лесное эхо отвечает им из бездонной глубины сонных гор, да какая-то птица в лесной чаще, точно насмехаясь, монотонно, каждую минуту неизменно отзывается на их отклики — Сплю! Короткая пауза и опять дремотное однотонное — Сплю!
Но вот, разгоняя ночную жуть, разносится по ближнем лесу медлительная прелюдия ласкающей соловьиной песни. Лесная глушь еще более замирает и сама темень ночная заслушивается сладких соловьиных звуков. Заслушиваются соловьиных трелей часовые на крепостных валах и медлительнее становятся их паузы между однообразными тоскливыми — Слу-ша-ай!
А песня маленького невидимого певца царственно растет, ширится, развивается звонкими кристальными волнами влекущих ласкающих звуков.
И только одна птичка-насмешница не поддается обаянию соловьиной песни и все так же с правильными паузами твердит по-прежнему — Сплю! Сплю! Сплю!

(продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий