5-я часть
Киселева В.А.
«Настин рушник»
Краснодар, 2010
стр. 77-82
Щедрый вечер
— Когда-то наши прабабушки считали, что коза — символ благополучия, богатства, урожайности. Потому и «водят» козу и угощают ее всем, что попросит, — рассказывает бабушка Варя. — А вот с песней «Ой, сив Хрыстос та вэчеряты» («Ой, сел Христос ужинать») дело обстоит сложнее. Вы же понимаете, что Новый год — это новая жизнь. И в этот день Божья Матерь просит у сына своего ключи от рая и ада, чтобы отпустить души. Только одну душу не выпускает потому, что она согрешила. Даже не согрешила, а только подумала. Это значит, что грехом считается не только действие, но даже мысль о нем.
— Бабушка, понятно, что «в нэдилю рано та й поснидала» (в воскресенье рано поела), а почему «в пятныцю рано та й заспивала» (в пятницу рано запела), тоже грех? — спросил Вика.
— Это другая история, и я расскажу о пятницах в другой раз. Лучше послушайте, о чем рассказывает песня «Ой, учора из вэчора». Вечером пасла Меланья два селезня (уточки). Пока пасла — потеряла, а пока искала — заблудилась. Пришла она в чистое поле, там Василий плужком машет. Просит она довести ее до дома и обещает за это уважать и утром поливать.
— А что она поливает? Цветы? — последовал вопрос.
— Нет, сейчас у нас есть водопровод, ванны и раковины, а раньше этого не было. Воду брали в колодце и ковшиком поливали на руки, когда умывались.
Вот и обещает Меланья поливать по утрам на руки воду при умывании.
Меланья не ленива — моет чашки и ложки. Конечно, уже который день праздники, и гости ходят ежедневно. С 7 января «рожествувалы», то есть поздравляли с Рождеством, а теперь — Щедрый вэчир. Опять гостей много. Приходится хозяйкам мытьф много посуды.
— Она трудолюбивая, раз подметает по дворам. Только что она подметает на скамейках?
— Никаких скамеек она не подметает!
— Как же, бабуля? Мы ведь поем «пидмита по дворам та по лавкам», а лавки — это скамейки.
— Дело в том, что раньше маленькие магазины называли лавками!
— А что она подметает?
— Продукты раньше заготавливали на всю зиму. Их должно было хватить до нового урожая. А тут праздники один за другим! Для семьи готовят угощения, гостей потчуют! Раньше, когда гости хорошо покушали, не оставив ничего на столе, говорили: «Хорошо подмели», то есть все съели.
Вот и получается, что это образное выражение означает, что Меланья не двор подметает, а что за праздники съедено много продуктов! Наверное, за щедрое угощение и кланяется Меланья хозяину, благодарит его.
Закончился Щедрый вечер. Усталые ребятишки спят в своих кроватках и видят веселые добрые сны.
Бабушка вместе с мамой на кухне готовят на утро Глебушке пшеницу, а для тех, кто рано утром придет «посевать», подарки и угощение.
(окончание)
Киселева В.А.
«Настин рушник»
Краснодар, 2010
стр. 77-82
Щедрый вечер
— Когда-то наши прабабушки считали, что коза — символ благополучия, богатства, урожайности. Потому и «водят» козу и угощают ее всем, что попросит, — рассказывает бабушка Варя. — А вот с песней «Ой, сив Хрыстос та вэчеряты» («Ой, сел Христос ужинать») дело обстоит сложнее. Вы же понимаете, что Новый год — это новая жизнь. И в этот день Божья Матерь просит у сына своего ключи от рая и ада, чтобы отпустить души. Только одну душу не выпускает потому, что она согрешила. Даже не согрешила, а только подумала. Это значит, что грехом считается не только действие, но даже мысль о нем.
— Бабушка, понятно, что «в нэдилю рано та й поснидала» (в воскресенье рано поела), а почему «в пятныцю рано та й заспивала» (в пятницу рано запела), тоже грех? — спросил Вика.
— Это другая история, и я расскажу о пятницах в другой раз. Лучше послушайте, о чем рассказывает песня «Ой, учора из вэчора». Вечером пасла Меланья два селезня (уточки). Пока пасла — потеряла, а пока искала — заблудилась. Пришла она в чистое поле, там Василий плужком машет. Просит она довести ее до дома и обещает за это уважать и утром поливать.
— А что она поливает? Цветы? — последовал вопрос.
— Нет, сейчас у нас есть водопровод, ванны и раковины, а раньше этого не было. Воду брали в колодце и ковшиком поливали на руки, когда умывались.
Вот и обещает Меланья поливать по утрам на руки воду при умывании.
Меланья не ленива — моет чашки и ложки. Конечно, уже который день праздники, и гости ходят ежедневно. С 7 января «рожествувалы», то есть поздравляли с Рождеством, а теперь — Щедрый вэчир. Опять гостей много. Приходится хозяйкам мытьф много посуды.
— Она трудолюбивая, раз подметает по дворам. Только что она подметает на скамейках?
— Никаких скамеек она не подметает!
— Как же, бабуля? Мы ведь поем «пидмита по дворам та по лавкам», а лавки — это скамейки.
— Дело в том, что раньше маленькие магазины называли лавками!
— А что она подметает?
— Продукты раньше заготавливали на всю зиму. Их должно было хватить до нового урожая. А тут праздники один за другим! Для семьи готовят угощения, гостей потчуют! Раньше, когда гости хорошо покушали, не оставив ничего на столе, говорили: «Хорошо подмели», то есть все съели.
Вот и получается, что это образное выражение означает, что Меланья не двор подметает, а что за праздники съедено много продуктов! Наверное, за щедрое угощение и кланяется Меланья хозяину, благодарит его.
Закончился Щедрый вечер. Усталые ребятишки спят в своих кроватках и видят веселые добрые сны.
Бабушка вместе с мамой на кухне готовят на утро Глебушке пшеницу, а для тех, кто рано утром придет «посевать», подарки и угощение.
(окончание)
Комментариев нет:
Отправить комментарий