среда, 30 октября 2019 г.

Скубани И.К.
Враги

Это было давно, — на стенные работы
В плодородный наш Край ты приехал с отцом;
Но скончался он здесь и, птенец желторотый,
Ты был взят на хлеба добряком-казаком.

Мы сроднились с тобой в нашем радужном детстве,
Целый день проводя за игрою вдвоем;
Даже в школе учась мы сидели в соседстве
Бок-о-бок за одним неуклюжим столом.

Был у нас там кружок, где считались друзьями
Без различия все — эллин и иудей, —
Нам казалось, кто час хоть провел с казаками,
Тот любил горячо этих вольных людей.

Часто ты среди нас клялся именем Бога,
Что Казачество чтишь и за волю умрешь...
Но, то были слова болтуна лишь пустого,
Ловко скрытый обман, безобразная ложь...

Наша младость прошла, промелькнув метеором;
Мрак зловещий от туч небо жизни покрыл. —
Ты обет юных дней счел мальчишеским вздором
И казачью хлеб-соль, не смутясь, позабыл...

Рок проклятый нас свел на кровавой арене,
Наших шашек клинки вдруг скрестились в бою, —
Ты у красных служил, — я не знал об измене
И считал тебя павшим в турецком краю...

Замахнулись... Удар… Кони грудью столкнулись...
Санитары потом нас поднявши у рва
Отнесли в лазарет, — там от ран мы очнулись...
Под повязкой горела моя голова.

Перед серым окном, рядом наши кровати,
Над подушкой листы, на листах имена, —
Я коснулся руки твоей в гипсе и вате
И, вздохнув, произнес: «Брат, зачем нам война?»

Но весь злобой дыша, ты отвел мою руку. —
По лицу поползли синей тенью круги,
И, зубами скрипя, подавив свою муку,
Мне ответил: «Казак, мы с тобою враги!»

— «Да? Враги? А досель мы игралися в прятки!..
Ты злодейство скрывал до последнего дня
И не ведал никто, что пришелец из Вятки
Уж давно ненавидел Кубань и меня.

Эй, послушай, за что ты, вскормленный Кубанью.
Топчешь наши поля, степи пышный ковер.
Разве сотни могил и крестов очертанья
Не рождают в душе очерствелой укор?

Глянь, свалилось гнездо, горько плачут орлята,
Кровь смешалась с землей, напоила луга...
Но за все это зло будет Божья расплата —
Не пришлось бы просить о пощаде врага!..»

Ты молчал, но глаза словно искры метали, —
Не забыть мне вовек этот режущий взор...
Мы друг друга с тех пор никогда не встречали
Да немало и лет миновало с тех пор.

Где теперь ты, мой друг вероломный и лживый, —
Направляешь колхоз, как лихой бригадир,
Иль от красной Москвы за «уклоны» гонимый
Ты бежал в Туркестан или дикий Алжир?..

Сентябрь, 1934
ВК-162-4

Скубани И.К.
Перед разлукой
(Посвящаю лучшему другу моей скитальческой жизни Ж.. же)

Перед призраком долгой разлуки,
Как пред смертью моей, трепещу
И, ломая в отчаяньи руки,
Я на жизнь мою гневно ропщу...
Ты уедешь и снова густая
Мое счастье затянет вуаль,
А в душе, море слез вызывая,
Всколыхнется немая печаль.
В голове воспаленной проснутся
Безотрадные думы мои,
Словно осы свирепо вопьются
Их жужжащие, злые рои...
А в холодной, небесной лазури,
Как теперь, будет плавать луна
И глядеть на житейские бури,
Недоступным величьем полна.
И как в нынешний вечер тревожный
Будет ветер тоскливо рыдать,
Или, взбешенный, в ярости грозной
Станет снег по дорогам сметать.
Так же в утро румяное рано
Солнце бросит ласкающий луч
И закроется дымкой тумана,
Утонув в беспредельности туч...
Все останется без измененья,
Соблюдая законы Времен, —
Только наши свиданья-мгновенья
Превратятся в несбыточный сон, —
Только я в одинокие ночи
О былом буду с грустью мечтать
И твои лучезарные очи
Нежно в грезах моих целовать.

25 сентября 1935 года
ВК-183-2

Комментариев нет:

Отправить комментарий