2-я часть
Щербина Ф.А.
Пережитое, передуманное и
осуществленное
Том 4
Краснодар, 2014
Стр. 361-365
Факты казачьей идеологии и
творчества
Памяти мучеников и
страдальцев казачества
Земельный вопрос у
сибирских казаков не имел и намёков на острую нужду в земле. Земель вокруг них
было много. Бывший одновременно со мной слушателем в Петровской академии
сибирский казак, состоявший тогда сотником, а при моём посещении Омска –
генералом, получил по чину обер-офицера так называемый Высочайше пожалованный
участок земли: вместо двести десятин высшей нормы – целых две тысячи десятин, с
отнесением одной тысячи восьмисот десятин к разряду неудобной земли. И юртовые
земли сибирские казаки получили по высоким нормам. Но если бы кто-нибудь
попробовал взять у сибирского казака, или, как говорят, «отжилить», клочок
казачьей земли, то казак стал бы в такую же позицию, как и старик
почтосодержатель, и отстаивал бы свои права в силу двух аргументов: права
казака по Высочайшему положению и права принадлежности к войску как коллективному
собственнику, имеющему свои особые казачьи земли.
На этом втором праве и я немного «поскользнулся». Мне несколько
раз намекали в министерстве, что следовало бы оттянуть у сибирских казаков
добрую часть земель из так называемой десятивёрстной полосы – огромной площади
прекрасных пойменных, по левому берегу Иртыша, лугов, служивших в своё время
раздельной полосой, в десять вёрст в ширину, между русским населением и
киргизами. Так же смотрели на это и мои сотрудники по экспедиции. Но я не
хотел самостоятельно взять на себя выяснение этой проблемы по трём
соображениям: во-первых, это не входило в программу порученных экспедиции
задач; во-вторых, вопрос был побочным по отношению к аграрному киргизскому
вопросу; а в-третьих – и это самое главное – беглое изучение на месте показало
мне, что разрешение его, ввиду наличности интересов Сибирского казачьего войска
и неясности территориальных признаков казачьего землевладения, очень
затруднительно и грозит большими осложнениями. По опыту я знал, что на Кубани
было четыре казачьих войска, имевших четыре территории по землевладению, и что
с историей территориальных земель связаны были нежелательные поползновения,
включительно до расхищения их тифлисскими и петербургскими воротилами. Я
опасался, как бы экспедиции не пришлось на чужую мельницу лить воду.
В общем, из жизни сибиряков, которыми, к сожалению, я не мог в то
время заняться как следует, я вынес вполне определённое мнение о том, что,
несмотря на многоземелье и некоторую распылённость казачьего населения на
обширных пространствах их территории, войско представляет собой нечто цельное и
организованное, а по казачьей идеологии близкое к другим казачьим войскам. Но
ввиду географических и топографических особенностей края у рядового сибирского
казачьего населения я не встретил тогда таких ярких и определённых
представлений о территориальном начале в значении единства, связи и целостности
войска, как это встречалось, например, у донских, кубанских и уральских
казаков.
С
Оренбургским казачьим войском, как и с Сибирским, приходилось знакомиться
попутно. Я проезжал по их территории в границах Оренбургской губернии и
Тургайской области. Встречаясь с казаками, я заводил с ними такие же
приятельские отношения, как и с сибирским почтосодержателем, лишь только они
узнавали, что и я казак, хотя и не столь ярко выраженные, как в приведённом
выше случае. В такие моменты представитель одного войска делится своими мыслями
с казаком другого войска, обыкновенно сразу делится и сведениями, прежде
всего, в области, так сказать, казаковедения, по программе: «Что у вас? Вот что
у нас». По крайней мере, лично я не помню случаев, когда разговоры велись бы не
на казачьей подкладке. Казачьи вопросы, во всяком разе, превалировали. Очень
может быть, что тут имел значение самый факт опроса с моей стороны, но я
всегда держался правила больше выслушивать, чем говорить по способу наводящих
указаний.
Такого характера велись разговоры
и при моих встречах с оренбургскими казаками в самом Оренбурге. В этих случаях
я мало узнавал об особенностях казачьей жизни и быта и не имел возможности
систематически собирать сведения о самоуправлении, общинных порядках,
землепользовании и тому подобном, но характер разговоров был пропитан чисто
казачьим духом. Земельного вопроса я почти не касался, или точнее – не имел
возможности касаться его, но впоследствии очень сожалел об этом, когда мне
пришлось решить по Кустанайскому уезду вопрос о так называемых джайляу, или
летовочных пастбищах, площадью, если не изменяет мне память, в миллион с лишком
десятин. В этой площади замешаны были и интересы оренбургского казачества, а
мне и моим сотрудникам пришлось работать на три фронта – отстаивать интересы
киргизов, казаков и вести малый бой с военным губернатором Тургайской области,
оказавшимся в большей степени киргизофилом, чем казаколюбцем.
И вот эта зацепка с
казачьими интересами привела меня к разговорам, каких нигде в других местах я
не слышал, хотя тема их не раз приходила и мне в голову. Выясняя степень
заинтересованности оренбуржцев в джайляу по Кустанайскому уезду и указывая на
отрицательное отношение к этой заинтересованности войскового атамана, я
услышал из казачьих уст громкие и горькие сетования на то, как портят казачьи
порядки и дела генералы, назначаемые правительством из иной среды на пост
наказного атамана. Это факт, конечно, общеизвестный и общепризнанный, но мои
молодые собеседники поставили вопрос о желательности объединения казачьих
войск, хотя бы в лице их интеллигенции, для систематической защиты своих
интересов в отношении организации войск как единого коллективного целого, их
землевладения, самоуправления, просвещения, культурного обслуживания станиц. В
этих соображениях чуялись новые мысли и новый тон, явления вполне естественные,
в смысле развития, безусловно, эволюционные, но, по тогдашним понятиям
правящих в центре и на местах верхов, явления революционные и, во всяком
случае, преступные, о которых строго воспрещалось не только говорить, но и
думать.
Я
мало знаком с тем, что тогда происходило в этом направлении в оренбургском казачестве, и не
знаю, были ли какие-либо эксцессы, но голоса о защите казачьих интересов
исходили не от стариков, а от молодёжи, и это именно и представляло большой
интерес. В других местах я не слышал ни от молодых, ни от старых о защите в
подобной форме интересов до Второй Государственной Думы, на которой был
поставлен и решался этот вопрос. Старики же казаки не думали в этом
направлении, а фактически защищали свои интересы по старинному методу. Ниже я
приведу поразительный факт, как берегут старину, отстаивая свои обычные права и
демократические порядки, рядовые казаки, преимущественно старики, а не идейные
представители новой формации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий