3-я часть
Щербина Ф.А.
Пережитое, передуманное и
осуществленное
Том 4
Краснодар, 2014
Стр. 365-368
Факты казачьей идеологии и
творчества
Памяти мучеников и
страдальцев казачества
Прежде всего, мне захотелось ознакомиться
со знаменитым уральским учугом. Учуг – это перегородка реки Урал из толстых, с
железными на нижнем конце наконечниками свай, глубоко вбитых в русло реки, да
так тесно, что через учуг вверх по реке не может проходить не только крупная
рыба, но и малая белая. Таким образом, на огромном протяжении реки от гор
Уральска и до устьев реки у Каспийского моря вся рыба на зиму остаётся как бы
в запертой реке. Зимой, когда замерзает река, рыба, по выражению уральских
казаков, «ложится в ятовья», в углубления на дне реки. В это время и
производится так называемое «зимнее багренье». Казаки пешнями пробивают лёд и
через прорубленные полонки вытаскивают баграми «спящую рыбу». Не зная казачьих
уральских порядков, я отправился к учугу для осмотра и только шагнул, чтобы
стать на проход учуга с одного берега на другой, как передо мной выросла
осанистая фигура уральца-старика с большой роскошной бородой, в казачьем
костюме и с орденами на груди.
– Куда? Стой, любезный! – внушительно он произнёс. – Тут ходить
чужим строго воспрещается.
– Я хотел бы осмотреть учуг, – объясняю я. – Почему же этого
нельзя сделать?
– Потому что это казачьи сооружения.
– У кого же надо спросить разрешение на это? – спрашиваю я.
– У меня можна, – заявляет страж учуга.
– Ну, так разреши, старина, – прошу я.
– Не разрешаю, – заявляет он.
– Почему? – настаиваю я.
– Потому что это казачье, – поясняет он.
– Но я казак.
– А какой будешь?
– Кубанский.
– Не черноморец ли? – подхватывает страж.
– Настоящий черноморец, потомок запорожских.
– Запорожских! – восклицает оживившийся старик. – Друг! Что же ты
не сказал мне этого сразу, а мне невдомёк. Пожалуй, пожалуй, сюда, милый гость!
– и старик повёл меня осматривать учуг, показывая рукой в воду и приговаривая:
– Смотри, смотри, как бьются рылом в учуг дурачки.
Я смотрел на ясно видневшихся в воде «дурачков». Это были огромные
осетры. Уралец передал мне массу подробностей о порядках уральских казаков,
особенно о зимнем багрении и о сенокошении всем войском по Уралу. Интересны
были как подробности рисуемых стариком порядков, от которых веяло «милой
стариной», так и его взгляд на те мотивы, в силу которых должны были вестись и
поддерживаться эти излюбленные порядки.
– У нас, – рассказывал с увлечением мой
собеседник, – насчёт порядков строго. Не смей нарушать! Хотелось бы покататься
на лодочке по реке – не пугай рыбы. Нельзя стрелять близ реки; не позволяется
ловить рыбу удочкой – Боже упаси! Был у нас один есаул, приставом служил.
Работяга, умный, письменный, настоящий казак, да ещё в чине! Что ж ты думаешь?
Нечистый попутал. Захотелось рыбки половить, взял удочку в руки и сел на
неуказанном месте. Увидели, узнали...
Дело
пошло по верхам – отвечай! Ну, и огрели несчастного: от службы отрешили, и
навсегда заказано не давать никакой должности. А только двух судаков и поймал.
Так-то! А жаль было человека.
–
Отчего же так жестоко поступили с есаулом? Ведь он был хороший человек? –
спрашиваю я.
–
Никак нельзя! Против порядков, против прав казачьих. Он один, а войска много.
Войско – большой человек. Как же: один против войска?
По
вопросу об «одном» и «войске» в области нарушения казачьих обычаев и прав И.А.
Лисаневич передал мне «по секрету» следующий комический и, казалось бы,
маловероятный случай, но сам вице-губернатор, которого я близко знал как
нерядового в земстве деятеля и безукоризненно честного человека, был очевидцем
этого случая. Это произошло на Новый год, день, с которого начинается у
уральских казаков зимнее рыболовство, или багрение. Из г. Уральска на берег
реки высыпала масса народа: казаки-рыболовы и служилые, начальство с наказным
атаманом во главе, скупщики рыбы, торговцы съестным и напитками и
многочисленные зрители. Багренье началось с установленного молебна и
традиционного выстрела из пушки. Когда раздался этот выстрел, казаки-рыболовы,
стоявшие с пешнями и баграми в руках длинной вереницей вдоль берега реки у
самой воды, бросились занимать места (на праве первой заимки), быстро
пробивали лёд железными пешнями, образуя достаточные по размеру полонки, через
которые и таскали со дна реки рыбу. Это был день так называемого «царского
багренья». Пойманная рыба «вся шла по начальству» – лучшая икра и рыба
отвозились в Петербург «царю в подарок» (я не помню – отвозилась ли рыба
царского багрения и при Лисаневиче или нет), а остальная рыба распределялась
между наказным атаманом и всем чиновным казачьим персоналом. Улов рыбы в этот
раз был мал. Казачьи чиновники попросили наказного атамана назначить царское
багренье и на следующий день. Войсковой атаман потребовал сани для отъезда в
город и, по обычаю, пошёл поздравить казаков с началом багренья. Казаки
выстроились по-военному, со стариками впереди. Атаман после поздравления с
первым уловом сказал по привычке начальническим тоном:
–
Сегодня, казаки, багренье неудачное. Мало рыбы. Назначаю и на завтра царское
багренье!
– Что? – раздалось несколько голосов из
передних рядов. – Ты приехал к нам устанавливать свои порядки?
И стоявшие впереди казаки начали засучивать рукава.
Атаман с испугу побежал к коням; старики двинулись за ним. Спеша,
атаман попал в сани не ногами, а руками, и так, с приподнятыми вверх пятками,
крикнул кучеру: «Пошёл!» Тройка быстро умчала его в город Уральск.
Произошло замешательство. Задние ряды не видели, что творилось
впереди. Нашлись благоразумные казаки, посоветовавшие «молчать до
расследования». Того же мнения был и чиновный люд. И казаки замолчали
нарушение их порядков наказным атаманом и бегство его в Уральск. Атаман тоже
молчал.
Я передаю этот факт по памяти из записок, уничтоженных в набеге
на мой хутор Джанхот большевистской революционной молодёжью, ответившей на
вопрос, зачем они сделали это, категорическим вопросом с их стороны:
– А нащо вин, бисова душа, пыше?
Очень может быть, что редакция переданного факта не совсем точна
или несколько ярко окрашена, но наличность самого факта несомненна и
характерна в связи с другими фактами из жизни казаков. Тут характерно было,
во-первых, то, что войсковой атаман был не свой, не «из казаков», а во-вторых,
самый факт расправы с одним и притом самым большим в войске тузом с
засучиванием при этом рукавов. Очевидно, способ расправы казаков одного за
всех или за войско был ещё жив и силён у уральцев и отдавал стариной.
Само собой разумеется, что и энергичная беседа казаков с атаманом
просвечивает хотя и «милой», но отживающей стариной. Казаки успешно боролись с
«лодочкой», но что поделаешь с «пароходом», шумящим и бурлящим воду в реке,
который движет, в свою очередь, мощные культурно-эволюционные достижения? Тут
бессильна уже жилистая рука, и требуется голова, творящая духовные ценности и
высшие порядки у казаков. Я ограничусь поэтому изложенными выше фактами хотя и
недалёкой, но всё-таки старины и перейду к фактам обновлённой старины в
казачьей жизни.
В 1906 году была открыта на Кубани первая казачья войсковая Рада
со времени фактического возникновения казачьего войска в этом крае в 1792 году
– через сто четырнадцать лет. Это, можно сказать, по тому времени было
чрезвычайное вообще для всего казачества обстоятельство, на которое тогда не
было обращено казаками должного внимания. Как я уже упомянул, появление
войсковой Рады было тесно связано с книгой, написанной мной по просьбе
войскового атамана при деятельном участии моего покойного приятеля Е.Д.
Фелицына, бывшего тогда правителем атаманской канцелярии и секретарём Кубанского
статистического комитета, в котором я состоял тогда почётным членом. Фелицын
сообщил мне, кроме бывших у меня, огромную массу материалов. Условия для
работы были хотя и связанными с необычайной спешностью, но благоприятными.
Атаман был свой, донской казак Г.А. Леонов; историю, которая заранее
предназначалась наследнику Николаю, я писал на условии недопущения ни малейшей
в редакции пометки, и тем более – поправок и добавлений. Единолично я составил
весь сборник «Кубанское казачье войско. 1696–1888 гг.», под историей войска
поставил свою фамилию, под статьёй «Кошевые, войсковые и наказные атаманы»,
составленной также мной в г. Воронеже, где я писал и почти немедленно печатал
книгу, – фамилию Фелицына, и в заголовке редактором обозначил тоже его по двум
соображениям: во-первых, в силу служебной благонадёжности своего друга, так как
я хотя и был почётным членом, но в Петербурге числился неблагонадёжным
человеком, с воспрещением въезда в Петербург и в Москву, а во-вторых, из
желания продвинуть на высшую ступень службы незаменимого работника по
кубановедению.
Книгу я успел составить и напечатать к
приезду в Екатеринодар Александра III в 1888 г., и она вручена была наследнику
Николаю. Прибавлю, что история Кубанского казачьего войска в том духе, как она
была написана мной, с подчёркиванием казачьего самоуправления, значения Рады и
казачьих порядков, не была бы допущена ни к составлению, ни к печатанию, ни тем
более ко вручению её царю и наследнику, если бы во главе Кубанского войска не
было двух казаков: донского – наказного атамана Г.А. Леонова, и кубанского –
правой руки атамана, есаула Фелицына.
Комментариев нет:
Отправить комментарий