среда, 23 декабря 2020 г.

 Детская страничка


Посохов Н.


Казачий букварь


Алеша Дежнев

 

Алеша рос живым, бойким мальчиком и всегда был чем-либо занят или искал чем бы заняться. То вертелся около отца, то около старшего брата, пытаясь помогать им в их работе. Отец же и брат Алеши, чтобы он не мешал им работать, посылали его или к сестрам в огород или к матери на кухню. Мать же, чтобы дать Алеше какое либо занятие, накормив его, посылала пасти гусей на луг.

Собственно, гуси-то и не нуждались в пастухе, ибо старый белый гусак и сам, великолепно, охранял, защищал и водил на пастбище огромное гусиное стадо, которое, каждый день, весело гогоча, выйдя за ворота двора, важно переваливаясь с ноги на ногу, растянувшись длинной колонной следовало за гусаком на зеленый луг и пощипывая свежую травку, направлялось лугом к озеру, расположенному в двух верстах от хутора, но мать знала, что на лугу и около озера Алеша встретит многих других хуторских детей и все вместе они весело будут играть, в то время, как гуси, тоже, наевшись и напившись, будут развлекаться, плавая и ныряя в озере.

Но вот Алеше исполнилось восемь лет и отец послал его в школу учиться грамоте. Алеша охотно стал посещать школу. Мать сшила Алеше сумку из льняного полотна, чтобы носить в ней букварь и тетради. Сестра Маша, вышила на сумке цветными нитками красивого оленя, старший брат сплел Алеше из ивовой лозы маленькую корзиночку, как чемоданчик, чтобы в ней носить в школу свой завтрак.

В школе Алеша имел много друзей. Во время перемен, школьники и школьницы весело и шумно играли, забавляясь, в разные игры: в прятки, в бешеного телка, в пастуха, гусей и волка и пр. Девочки охотно играли с мальчиками, изображая гусей и, возвращаясь с пастбища домой, убегали от нападавшего на них волка. Алеша любил изображать волка. Он быстро бегал и мало какому школьнику или школьнице удавалось убежать от Алеши-волка и вернуться домой с пастбища.

Учительница Марья Ивановна и учитель Павел Степанович любили Алешу. Алеша иногда поражал их своей изобретательностью и своим особым образом мышления.

Однажды, после перемены, когда все вошли в класс, задал своим сверстникам задачу: «А и Б сидели на трубе. А — упало, Б — пропало, что осталось на трубе?».

Дети в один голос ответили: «Ничего не осталось»,

— Вот и не отгадали! — восклицает Алеша. Школьники и школьницы горячо и оживленно стараются доказать Алеше, что они правы, что если на трубе сидели только А и Б и если А упало, Б пропало, то на трубе ничего не осталось.

Споря дети не заметили, как в класс вошла Марья Ивановна и молча наблюдала оживление и спор между детьми. Заметив, наконец, вошедшую учительницу, дети быстро заняли свои места и в классе воцарилась тишина.

«В чем дело, дети, о чем вы так сейчас спорили?»

— Да, вот, — Алешка Дежнев, — поднявшись со своего места, начал Миша Ермаков, — задал нам задачу: «А и Б сидели на трубе, А упало, Б пропало, что осталось на трубе?» Мы все говорим, что ничего не осталось, а он говорит, что что-то осталось.

Марья Ивановна немного задумалась и, обращаясь к Алеше, спрашивает его:

— Верно, Алеша, что это ты задал такую задачу?

— Верно, Марья Ивановна, только никто из них не решил. Если Вы мне позволите решить ее на доске, я покажу, что они все ошиблись.

— Хорошо, Алеша, иди к доске и решай свою задачу.

Алеша подходит к классной доске, рисует мелом трубу и сверху на трубу сажает — пишет — А и Б и, обращаясь к классу, говорит:

— Вот, смотрите, А упало — Алеша стирает тряпкой А, Б пропало, — Алеша также стирает Б, — теперь видите, что осталось на трубе? — Осталось еще и, — заключает Алеша. Весь класс удивленно подтверждает:

— Правда, еще и осталось, ну, как мы не догадались!?

Марья Ивановна улыбаясь говорит:

— Молодец, Алеша! Правильно решил задачу, иди теперь на место и слушай внимательно.

Алеша идет на свое место и Марья Ивановна начинает объяснять детям урок на следующий день.

Когда Алеша был в 3-м отделении, он однажды задал своим сверстникам задачу:

— Кто из вас может отнять от двадцати двадцать два, чтобы в остатке получилось восемьдесят восемь?

— Ну, Алешка, оставь дурить-то! Как это ты можешь от двадцати отнять двадцать два, да еще чтобы в остатке получилось восемьдесят восемь, когда двадцать меньше двадцати двух, а из меньшего числа, ты сам знаешь, нельзя вычитать большее, — возразил сидевший рядом с Алешей, Миша Черкесов. Алеша, уверенный в самом себе, ответил:

— Если бы я не знал, как из двадцати вычесть двадцать два и получить в остатке восемьдесят восемь, я бы вам и не задавал подобной задачи.

Миша Черкесов задумался над Алешиной задачей, целый вечер ломал над ней голову, задавал ее отцу, но никто не мог ее решить. На следующий день, Миша Черкесов не утерпел и во время урока арифметики, нерешительно обратился к учителю:

— Павел Степанович, можно ли от двадцати отнять двадцать два?

Учитель, не подозревая цели вопроса, серьезно отвечает:

— Нет, из меньшей величины нельзя вычитать большей.

— Значит Алешка Дежнев ерунду говорит, — заключает Миша.

— А что он говорит? — быстро переспрашивает учитель.

— Да он, уверяет, что может от двадцати отнять двадцать два и в остатке получит восемьдесят восемь.

Учитель, возражая, говорит:

— Видите ли, дети, когда вы будете учиться в средней школе, то узнаете, что можно и от меньших вели# чин вычитать большие, но тогда разность будет отрицательная и перед ней будет всегда стоять знак — (минус), подобно тому, как на термометре температура выше нуля, то есть, тепло отмечается числом градусов со знаком Д- (плюс), тогда, как температуру ниже нуля, то есть, холод отмечают числом градусов со знаком — (минус).

— Нет, Павел Степанович, я могу произвести действие вычитания из двадцати числа двадцать два и у меня получаются величины положительные, — возражает с места Алеша.

— Как же ты сможешь это сделать? — спрашивает с недоумением учитель.

— Позвольте мне, Павел Степанович, произвести действие на доске.

— Хорошо, Алеша, иди к доске и объясни всем свою задачу.

Алеша подходит к классной доске и пишет мелом число двадцать римскими цифрами, в столбец, внизу подписывает число двадцать два арабскими цифрами, ставит знак вычитания — (минус) таким образом:


ХХ

22


и обращаясь к классу, начинает производить вычитание, говоря:

— Вот, смотрите, из десяти вычитаю два, получаю восемь, затем из другой десятки вычитаю другие два и тоже получаю восемь, как видите в остатке от вычитания получается восемьдесят восемь.

Учитель, молча и внимательно следивший за действиями Алеши, весело рассмеялся: «Молодец, Алеша! Правильно решил свою задачу, но только такие задачи относятся к разряду математических шуток, как бы сказать, фокусов. Неужели, Алеша, ты сам, своей головой изобрел — открыл этот фокус?! Можно подумать, что душа и проницательность твоего знаменитого прапрадеда Семена Ивановича Дежнева — казачьего мореплавателя, передались тебе по наследству. Семен Иванович Дежнев прославил казачье имя, проплыв со своими спутниками казаками задолго до Беринга пролив между Азией и Америкой и зачертил его на своей карте, про? лив, который не по праву позднее назвали именем Беринга, который проплыл его позднее твоего прапрадеда, пользуясь сведениями и чертежами, оставленными им и попавшими в руки Беринга. Все же славное имя твоего отважного прапрадеда Семена Ивановича увековечено на географической карте, в виде мыса Дежнева, где твой прапрадед высаживался со своими спутниками во время экспедиции. С этими словами Павел Степанович подошел к висевшей на стене в классе географической карте Азии и указкой показал на северо-восточной окраине мыс Дежнев.


Комментариев нет:

Отправить комментарий