понедельник, 7 декабря 2020 г.

 

Семенцов М.В.

Использование средств и продуктов животного происхождения в народной медицине кубанских казаков XIX – XX веков

Мышь. В народно-медицинских представлениях, заговорах с образом мыши и её способностью грызть соотносится метод "выгрызания" болезни, например, грыжи. Однако это животное применялось и для вполне утилитарной лечебной процедуры. Так, в ст.Преградной Карачаево-Черкесской Республики при лечении грыжи, мышь за уши подносили к больному месту, чтобы она его укусила.

Утка. Оригинально избавлялись от застрявшей в горле рыбьей кости. Надо было в горло больного поместить голову утки, чтобы она крякнула там.

Летучая мышь. Летучая мышь использовалась в любовной магии. Её ловили и помещали в муравейник (под горшок), а затем выбирали из образовавшегося скелета две кости (с крючочком). Их следовало носить с собой. А для привлечения внимания "нравящейся особы" нужно было незаметно для неё зацепить её этими крючками. Летучую мышь также прибивали к воротам гвоздем, носили в ладанке на груди "столчёные" кости.

Ёж. Ежиным жиром, мясом лечили желудок, туберкулез.

Дикая кошка. Жир дикой кошки применялся от ожога, сыпи на теле, туберкулеза.

Барсук. Барсучьим жиром лечили воспаление легких, туберкулез. Аналогично использовали и жир енота и куницы.

Гусь. Гусиным жиром лечили ожоги. Жир также пережаривали с луком, добавляли туда сливочное масло и использовали его при лечении ожогов.

Ящерица. Ящерица использовалась при лечении шелудей. Её сжигали на огне, чтоб образовался пепел, который затем прикладывали к больному месту.

Крот. Если крот роет нору со двора – домочадцев ждет скорая смерть. При лечении грудницы прикладывали свежесодранную шкуру крота.

Слепец кавказский. Интересные представления связаны с животным, которое на Кубани имеет различные названия: зиньскэ щиня (жинскэ (жинска) щиня), женский щенок, земляной кутёнок, хомяк, слепой кутёнок (см. табл.). Речь идет о кавказском слепце. Своеобразной его особенностью является полное отсутствие глаз; там, где должны быть глаза, проходит кожная складка, идущая от углов рта к затылку. Из ротовой полости далеко вперед торчат довольно большие нижние резцы. Ведет слепец подземный образ жизни, а на поверхности становится беспомощным, хотя, чувствуя опасность, злобно хрюкает, сопит, поднимает вверх голову и выставляет вперед из полуоткрытого рта свои ужасные зубы. Английский шпион Э.Спенсер, составивший в 1830 году описание Черкесии, так характеризовал этого зверька: "Существуют также различные виды кротов; так называемый slepez, впервые открытый в степях Крымской Татарии, также является аборигеном низин Кавказа; здесь они, однако, больше в размерах и более свирепые. Он во всех отношениях подобен обычному кроту, за исключением головы, плоской и широкой, как у выдры; вооруженной самыми громадными клыками, оказывается, что столь маленькое животное – опасный враг; и его отвага такова, что передвигаясь в большом количестве, они редко отклоняются от своего пути, кусают и разрывают всё, что встречают на своем пути".

О происхождении слепца существуют легенды, зафиксированные, в большинстве своем, на Украине, в том числе и на метропольных территориях кубанских казаков. В одной из них говорится, что зиньскэ щиня появилось на свет от собаки, которая обратилась женщиной. В девятом поколении рода, происходящего от собаки, у женщины родились щенки (зиньскэ щиня). Господь заклял зиньскэ щиня, чтобы оно не видело, т.к. оно очень на людей сердито. Слепцы рождаются от женщины за её грехи. Они страшно злы и ядовиты (считалось, что кого укусит этот зверек, тот умрет) и из-за этого Бог лишил их зрения. Если бы у них было зрение, то они бы людей ели. Нами в 1992 году на х.Левченко записана легенда о происхождении слепца от сына богатого казака, которого отец для того, чтобы выиграть спор о плодородном поле у бедняка, закопал по горло в землю (он должен был подтвердить принадлежность поля отцу и откликнуться на его зов).

Описания слепца, зафиксированные в разных станицах Кубани, схожи и разнятся лишь в деталях. "Такой серый, здоровый… У него там клыки такие!" [ст. Кущевская]. "Он такой злючий, хвост большой рыжий. Он кидается на человека, на лицо, хватает" (ст. Новодонецкая). "Слепые кутята. Похож на хомяка. Жил в прилеске, в норе, в бурьяне" (ст. Некрасовская). "Он как крыса этот зверь, дикий, а зубы у него здоровые" [ст.Спокойная]. "Они даже хватают людей. Оно такэ не дюже большое, желтенько, утут [на шее - С.М.] чуть-чуть беленьке. Усики и зубы таки злые-злые" [х. Барыбин]. "Если какая-нибудь женщина сердится, то про неё говорили: "Злючая как женский щенок". [ст. Новодонецкая].

Животное это считается чудодейственным. После своей смерти оно сообщает будто бы необычайную силу своему убийце. Человек, задушивший его определенным способом (см. табл.) получал целебный дар излечивать "горловые болезни": жабу, паколки, зиння щеня, гланды, глотошную, соски, завалки, зубыще, опахолку, заушницу [ангину, свинку, скарлатину - С.М.], а также заражение крови. В  ряде станиц слепцом / слепухом называли крота, его же следовало и душить (см. таблицу). В ст.Новодонецкой, к примеру, знали о слепце кавказском (он назывался женский щенок), но убить следовало крота. В ст.Тамань крота называли зиньскэ щиня. Душить слепца следовало, произнося молитву "Отче наш". У зверька надо было попросить прощения [ст. Тамань]. Лечили "горловые болезни", придавливая больные железы (снаружи и изнутри) с большим мучением для больного. Причем, лечение осуществлялось теми же пальцами, которыми душили животное (если душили зверька большим, указательным и средним пальцами, то этими же пальцами и лечили). При этом, в ряде случаев, читают "Отче наш" и произносят заговор. В ст. Новодонецкой прежде читают "Отче наш", а затем: "Сучище, сучище, возьми своё зубище от крещёного, молёного имярек". В ст. Роговской произносят: "Як на хати становятся кроквыйцы, так во рту становятся зубыща. Дым у гору, зубыщи в гору. Дым упадае – зубыще пропадае". По свидетельству М. Харламова такой знахарь все время берёг свои пальцы от грязи, редко кому подавал правую руку для рукопожания. Односельчане почитали его, и если приглашали в дом, относились к нему с большим уважением.

К  сожалению, народная медицина кубанцев, как со стороны этнографов, так и со стороны специалистов в области естественнонаучных дисциплин, изучена недостаточно. В связи с этим закономерно появление псевдонаучных изысканий, спекулирующих на конъюнктурности этой проблемы. Сложившиеся в этнографической науке представления о народной медицине восточных славян как, в основном, о траволечении зиждутся, по большей степени, на стереотипе исследовательского подхода к данной области традиционной культуры, нежели чем на реальном фактологическом материале. К основным методам народной медицины у кубанских казаков относится терапия с использованием средств животного происхождения (лекарственных животных).

Комментариев нет:

Отправить комментарий