суббота, 12 декабря 2020 г.

 

Макаренко П.Л.

 

Трагедия Казачества


 

(Очерк на тему: Казачество и Россия)

 

ЧАСТЬ V

 

(Апрель-ноябрь 1920 г.)

 

Глава XV

 

(цитата)


 

Фиксируя светлые и темные стороны прошлой борьбы, собирая факты о героизме и малодушии, о доблести и трусости, о жертвенности ради блага всех и о предательстве ради низких и пошлых интересов единиц, о широких и смелых планах государственных вождей казачества и о политической слепоте и подхалимстве сторонников «единой-неделимой», мы не останавливаемся перед использованием всех, доступных нам, материалов, вышедших по обеим сторонам до сих пор существующего фронта. Кто знает, быть может, те материалы, которыми мы теперь можем пользоваться, особенно незаписанные личные воспоминания участииков прошлых исторических событий, не будут под руками за нами идущих поколений.

* * *

Уместно будет привести здесь ту оценку тактики генерала Бабиева и его славных войск, которая дана по ту сторону фронта.

«Переходя к действиям противника», говорят большевики, «мы должны прежде всего отметить смелость его оперативного замысла. Силы группы генерала Бабиева были недостаточны для того, чтобы прочно и равномерно обеспечить весь занимаемый участок. Надеяться на успех можно было лишь применением маневра.

Принятый в таких условиях план действий генерала Бабиева совершенно отчетливо сводился не к удержанию тех или иных пунктов определенной территории, а к решительным маневренным действиям против войск противника.

Распределение сил соответствовало этому замыслу. На наиболее вероятных путях наступления красных частей действовали незначительные по численности, но высокие по качеству подвижные заслоны. Почти 60 % всех сил составляли маневренную ударную группу.

Задача заслонов, в свою очередь, сводилась не к удержанию определенных пунктов неподвижной обороной, что неизбежно повлекло бы за собой их полный разгром, а к сковыванию наступающих красных сил применением широкого маневра и отхода

Обращает внимание расположение маневренной ударной группы белых в ожидании наступления не в важнейших пунктах и узлах дорог, т. е. в пунктах наиболее вероятного наступления группы начдива 9, а в стороне от них, в районе мало значащих хуторов Смаглия и Камянского.

Удар белых резервов по наступающим частям красных для последних был полной неожиданностью. Это было достигнуто, во-первых, подвижностью и стремительностью действий ударной группы противника.

Этот момент для действий на широких фронтах представляет большую поучительность. В данной операции подвижность маневренного резерва была обусловлена преобладанием конницы и наличием подвод у пехоты.

Весь план белых оказался осуществимым потому, что им своевременно стали известны примерные направления и группировка красных сил. Это было достигнуто соответствующей организацией разведки.

Наконец, последним обстоятельством в плане противника, сыгравшем не малую роль в достижении его успеха, следует отметить решительность и смелость действий его вспомогательного отряда на Брюховецком направлении. Именно эти действия дезориентировали с утра 9 (22) августа группу начдива 9 в истинных намерениях противника и надолго приковали к себе внимание ее резерва — 27-й бригады и Донского кавполка, обеспечив тем самым маневр главных сил генерала Бабиева со стороны Брюховецкой («Война и Революция», 1928, кн. 7, стр. 61—63).

Словом, доблестный генерал Бабиев и его бессмертные казаки-герои с честью выполнили 9-го августа задачу, данную им командующим группой генералом Улагаем.

Весьма стойко в тот день держались и войска Сводной дивизии в Тимашевской, руководимые твердой рукой генерала Казановича.

К глубокому сожалению, прорыв получился на Староджерелиевском и Поповичевском направлениях, где действовали сравнительно небольшие силы красных. Значительная неустойчивость была выявлена и на самом ответственном месте десантной группы — начальником ее генералом Улагаем и его штабом, о чем красноречиво говорит поспешная телеграмма о подаче кораблей.

Быть может, для обеспечения полного успеха 9-го августа казакам не хватало только одной еще хорошей конной дивизии. А эту дивизию они могли бы получить тогда на самой Кубани, если бы организаторы десанта шли с казаками, а не против казаков.

В такую войну мало быть хорошо строевым начальником, а надо быть еще и хорошим политиком.

* * *

Для будущего историка революционной борьбы и казачьего освободительного движения 1917—1920 г.г.

Таманский отдел Кубани представит большой интерес своим богатством фактов, характерных, как для определения основных мотивов и причин казачьего движения, так и для понимания стремлений иногороднего населения Казачьих Земель в ту бурную эпоху. Казаки-таманцы одни из первых в начале 1918 г. восстали против попыток насаждения на Кубани большевистской власти. Вторично Таманцы подняли восстание против советской власти в мае того года.

Одновременно, из глубин кеказачьего населения этого же отдела выросла «Таманская красная армия». Казаки Таманского отдела первые, уже весною 1919 г., открыто протестовали против антиказачьей попытки Деникина тянуть казаков на Москву; и первые Таманцы начали сознательно уклоняться от сотрудничества с армией Деникина; в этот же отдел весною 1919 г. была направлена первая на Кубани «карательная экспедиция» с целью силой оружия принудить Таманцев слепо воевать за неказачьи идеалы....

В Таманском отделе началось и выросло «зеленое» движение на Кубани. Отсюда же в начале 1920 г. Вышел Гайдамацкий полк.

И в то же время станицы Таманского отдела в том же 1920 г. при большевиках вскормили и вспоили антибольшевистское повстанческое движение, наглядным подтверждением чего является приведенный выше (глава ХIII) список повстанческих отрядов.

Южная половина Таманского отдела была буквально наводнена и придавлена массой большевистских войск — в сравнительно небольшом районе около одиннадцати тысяч красных бойцов с множеством пулеметов и сильной артиллерией. И несмотря на это, в той же части отдела на 1-е августа большевики регистрируют существование «банды» Поддубного в 500 человек, «банды» Короленко в 300 человек, три «банды» в районе Ахтырской-Холмской и т. д. Это было в полном смысле слова антибольшевистское движение. И в этом районе казаки в корне отрицали и отвергали советскую власть....

Стр. 16-17

август 1938 года

журнал «ВК»

249-й номер

Комментариев нет:

Отправить комментарий