понедельник, 21 декабря 2020 г.

Макаренко П.Л.

 

Трагедия Казачества

 

(Очерк на тему: Казачество и Россия)

 

ЧАСТЬ V

 

(Апрель-ноябрь 1920 г.)

 

Глава XVI

 

(цитата)

 

В это время главные силы генерала Улагая, заняв сосредоточенное положение между лиманами и плавнями и, имея полную возможность вновь начать активные действия против красных, пребывали в полном бездействии, скованные ликвидационным настроением своего командующего. Между тем, направление главных сил красной армии в промежуток между реками Кирпили и Бейсугом открывало для Улагая широкие возможности для удара во фланг и в тыл красным частям, продвигающимся в направлении Ольгинской — Приморско-Ахтарской...

Совершенно иное видим в группе генерала Бабиева. Этот генерал не только телеграммой в Крым горячо протестовал против решения генерала Улагая ликвидировать десант на Кубани, но своими действиями и практически в -полной мере доказал и свою правоту, и превосходство казачьих частей над большевистскими.

Из вышеприведенной директивы командарма IX видно, что весьма активная задача возлагалась, между прочим, на 33 конную бригаду. Однако, если бы эта бригада и была способна на столь большие дела, как «настичь во что бы то ни стало противника и уничтожить его», она, 33 бригада, в момент отдания этой директивы находилась в ст. Медведовской, т. е. не менее, как в 55 верстах от фронта и в 84 верстах от ст. Приморско-Ахтарской. Приблизительно в таком же положении находилась и пешая 2-я Донская дивизия, занимавшая ст. Тимашевскую, а значит, удаленная от фронта верст на 36.

Очевидно, 33 кон. бригада и 2-я донская дивизия не могли принять прямого и непосредственного участия в боях 11 августа.

Сложившаяся обстановка на фронте и директива командарма IX отводили пассивную роль и 26-й бригаде красных с приданными ей частями.

При таких условиях, для Улагая, в случае его активных действий и умелого использования фактической обстановки на всем фронте, открывалась широкая возможность разгрома противника по частям: в первую голову, группы начдива 9, потом — остальных сил

красных...

Но, как отмечено, генерал Улагай бездействовал со своими главными силами. В начале боевых операций, намеченных директивой командарма IX, активная роль принадлежала группе начдива 9, которому была подчинена и большевистская конная группа.

Так свои задачи разумел и сам начдив 9. «он предполагал разбить белых концентрическим наступлением Приуральской бригады со стороны Бриньковской на пос. Добровольный и далее на Ольгинскую, и 27-й бригады, обеспечиваемой справа 1-м Донским кавполком — со стороны Новоджерелиевской на Ольгинскую.

Конгруппа, подчиненная оперативно начдиву 9, направлялась туда же (Ольгинская) вдоль железной дороги, левее 27--Й бригады» (там же, 97).

При этих условиях положение группы генерала Бабиева было довольно сложным.

«Боевые действия с утра 11 (24) августа на участке группы начдива 9 начались наступлением Приуральской бригады. Около 9 часов части бригады перешли в наступление со стороны Бриньковской на поселок Добровольный и к 11 часам приблизились к его северной окраине, прикрывая фланги заслонами (силою в батальон каждый) к западу от Бриньковской и в районе х. Сербина» (там же, 98).

Эта бригада, как знаем, была уже несколько раз бита казаками. Наука не пропала, очевидно, напрасно, так как бригада теперь уже «прикрывалась заслонами». Несмотря на эти меры предосторожности и на этот раз Приуральской бригаде не повезло. «Контратакой конницы противника», говорят большевики, «бригада была отброшена в исходное положение», т. е. в «Бриньковскую.

Однако, этим дело не ограничилось. Действительно, доблестная 1-я Куб. дивизия, очевидно, решила теперь покончить с этой большевистской бригадой, которая вот уже целую неделю не давала покоя в районе ст. Бриньковской.

Так оно и случилось... «Около полудня», повествуют большевики, «до 1500 сабель противника стремительно обрушились на центр и левый фланг бригады и, опрокинув их, заняли Бриньковскую. Части бригады с большими потерями и в беспорядке отошли на Привольную (в 16 верстах от ст. Бриньковской на северо-восток). Батальон, выдвинутый в сторону х. Сербина, был уничтожен почти полностью (в ротах осталось по 13-20 человек)».

После этого казачья конница впервые вырвалась на северный берег Бейсугских плавень. Она готова была покончить с остатками «образцовой Приуральской бригады товарища Семашко» и разгромить тылы северной большевистской группы.

Особенно в это время так неотложно нужна была помощь Бабиеву со стороны главных сил генерала Улагая, находившихся, в общем, в полном бездействии южнее Кирпильских плавень. Слишком много большевистских частей двигалось теперь на дерущуюся в полном одиночестве группу славных войск доблестного генерала Бабиева.

«Конница противника», говорят большевики, «прорвавшись через Бриньковскую и выделив заслон в сторону Привольной, начала распространяться в сторону Каневской и Брюховецкой, стремясь выйти на тылы всей правофланговой группы IХ-й армии» (там же).

В это время впереди казачьей конницы появилась новая красная преграда. В ст. Каневской высаживались части 1-й бригады 2-й Донской дивизии, как отмечено выше, прибывавшие по железной дороге из района гор. Азова. Бригада насчитывала 4632 штыка, 44 пулемета и 8 орудий. Она состояла из трех полков. Большевики прилагали большие старания, чтобы как можно скорее подтянуть эту новую массу красных солдат в район ст. Бриньковской.

Один из полков этой самой бригады приостановил дальнейшее продвижение 1-й Куб. дивизии. «Двигавшийся со стороны Каневской 11-й ударный стрелковой полк 1-й бригады 2-й Донской дивизии (около 1500 штыков), развернувшись на линии 5-6 км. северо-восточнее Бриньковской, задержал продвижение (конницы) противника до подхода 10-го и 12-го полков (около 3000 штыков) той же бригады» (там же).

Не только новое препятствие в виде 4600 штыков 1-й бр. 2-й Дон. див. приостановило дальнейшее продвижение славной кубанской конницы.

Как видно из директивы командарма IX с дня 10 августа, все активные силы большевиков — группа начдива 9, Конная группа, 2-я Дондивизия, 33-я конбригада — направлялись к ст. Приморско-Ахтарской в полосе земли между р. Бейсуг с ее лиманами и плавнями и р. Кирпили и Кирпильским лиманом. На этой полосе, как сказано выше, с утра 11-го августа находилась только группа генерала Бабиева. Поэтому только части этой группы 11-го августа приняли исключительно на себя удары тех большевистских частей, которые были введены в бой в этот день на этом участке фронта.

Так, «27-я бригада красных — около 1300 штыков, 23 пулеметов, 8 орудий, выступив с утра из района Новоджерелиевской, к 11 часам подошла на 7-8 км. к станице Ольгинской, где и завязала бой с пехотой противника», повествуют большевики. Кроме того, «1-я кавалерийская дивизия (красных) — около 800 шашек, 17 пулеметов, 4 орудий, находясь на левом фланге (27-й) бригады, одновременно с ней вела наступление на станцию Ольгинскую».

«В 16 часов эти части, преодолевая упорное сопротивление противника, при поддержке бронепоезда, овладели станцией, и станицей Ольгинской...

Однако, противник, получив подкрепления, перешел в контратаку и выбил наши части их обоих пунктов. 27-я бригада и 1-я кавдивизия ночевала в хуторах в 5-7 км. восточнее Ольгинской. 1-й Донской кавполк к вечеру перешел в х. Бутенко. 1-й полк Приуральской бригады — в х. х. Ищенко-Семенцова» (там же).

Этим дело не ограничилось. Между полотном железной дороги и Кирпильскими плавнями, т. е. левее вышеперечисленных красных частей, в свою очередь 11-го августа происходили боевые действия. Это тот самый участок фронта, который, как сказано, был слабо защищен в виду того, что главная масса войск Улагая в этот день группировалась южнее Кирпильских плавень, а генерал Бабиев держал свои войска в кулаке в районе Ольгинской-Бринковской, выставив только пехотные заслоны восточнее станции и станицы Ольгинской.

2-я Донская дивизия в полном составе 11 августа перешла из ст. Тимашевской в ст. Роговскую (26 верст). Бывшие при этой дивизии 14-я и Таманская конные бригады, вместе с одним из стрелковых полков дивизии, к вечеру того дня продвинулись далее на запад, между северным берегом Кирпильского лимана и железной дорогой, и заняли станицу Степную, что лежит при переправе через этот лиман и находится в 24 верстах на юго-запад от ст. Ольгинской. Занимавший ст. Степную небольшой отряд казаков отошел в западном и юго-западном направлениях от этой станицы.

Поздно вечером Таманская и 14-я конные советские бригады, не встречая противника, вдоль северного берега Кирпильского лимана выдвинулись верст на десять северо-западнее ст. Степной и заняли у Черного реданта узкий проход между западным берегом лимана Кирпильского и восточным берегом озера Чумянного.

Таким образом, к вечеру 11-го августа красные заняли все переправы через Кирпильский лиман и плавки, совершенно отрезав группу Бабиева от остальных трех дивизий Улагая.

* * *

Стр. 11-12

октябрь 1938 года

журнал «ВК»

250-й номер 

Комментариев нет:

Отправить комментарий