пятница, 4 декабря 2020 г.

 

Семенцов М.В.

Использование средств и продуктов животного происхождения в народной медицине кубанских казаков XIX – XX веков


Овца. Бараний жир (бараний жир с медом) использовался при лечении воспаления лёгких, туберкулёза. При простуде, столовую ложку овечьего молока нагревали и пили "на тощий желудок". Это же средство использовали и "от кошмара". Ожоги смазывали сметаной с пережженной овечьей шерстью. Желчь использовалась при лечении ран. При ангине готовили компресс из намыленной овечьей шерсти.

Коза. При "грудной болезни" растирались козьим жиром и ложились на печь. Козьим жиром лечили и скарлатину (на заячью шкуру накладывали козий жир и прикладывали к горлу). При простуде растирали тело жиром и пили его в сочетании с молоком. При "кашле и тяжести в груди" прикладывали к груди сахарную бумагу, пропитанную козьим жиром. Козьим жиром смазывали нос при опухании. "Против трещин на груди" использовали козий жир, пережженные квасцы, белок яйца (смешивали и мазали 3 раза в день). Для осветления кожи использовалась эмульсия, полученная из козьего жира и цинкового порошка.

Рак. При помощи рака лечили каменную болезнь. "У рака в местах нахождения глаз находятся два чечевицеобразные твердые известковые тельца, в просторечии "жернова". Истолочь в порошок и с водкой". Эти же "жернова" использовали, чтобы очистить запорошившийся глаз (закладывали в глаз и ворочали). Раков ели от золотухи. Шейки раков, разрезанные пополам, прикладывали несколько раз в день к ранам при раке.

Голубь. Употребление мяса голубя считалось грехом. Этот запрет объясняли тем, что голубь изображает собой Духа Святого. Верили, что у голубя между 2-мя перьями есть одно из крыла ангельского. Кто "отгадает" и "овладеет" им – смягчится сердцем и сам станет к людям добр. Через этого человека мир поселится в людях, не будет войны. Голубиное сердце, зола от голубиного гнезда с двумя яйцами использовались в магических целях (при привораживании понравившегося человека).

Воробей. При травме, ушибе к больному месту прикладывали сухой воробьиный помёт, смешанный с козьим жиром. При лечении остеомиелита на рану, свищ клали, разрезанного пополам, воробья.

Ремез. Считалось, что синица ремез имеет чудодейственную силу, имеющий её никогда не заболеет лихорадкой.

Лошадь. По свидетельству Розенберга, ступив на то место, где валялась лошадь, следовало сплюнуть налево, иначе нападут лишаи. Ожоги лечили конским навозом. Чеснок с конским навозом применялся при лечении лишая. Стригущий лишай мазали жидкостью, которую выдавливали из конского навоза. При отравлении алкоголем, следовало напоить больного "Марьиной травкой" (выжать в стакан конский навоз и дать выпить больному). От оспы прикладывали тряпки, смоченные в жидкости, полученной от выжимания свежего лошадиного помёта. Столовую ложку этой жидкости давали при поносе. От водянки закапывали больных в навоз. Рекомендовалось проводить эту процедуру в бане. При ревматизме высушенным теплым навозом обкладывали больные места, зарывались по пояс в сопревший лошадиный навоз. Из свежего конского навоза готовили паровые ванны при геморрое. При ревматизме натирались перетопленным мозгом из ноги падшей лошади. При "запоре мочи" употреблялся буж из одной волосины хвоста белой лошади.

Пиявки. В первой половине XIX века ловля пиявок "в вековых болотах прикубанских и приморских" являлась одной из статей дохода войсковой казны Черноморского казачьего войска, вместе с добычей нефти она давала ежегодно около 1000 рублей. Пиявки служили и предметом торговли с горцами, казаки тоже охотно покупали их, а затем использовали для лечения. Пиявки считались войсковой собственностью. Войско заботилось об охране пиявок. Их вывоз за пределы войска был запрещен и обложен пошлиной (она забиралась натурально, в виде десятой пиявки в пользу войска – для войскового госпиталя. Отлавливали пиявок в болотах, плавнях, стоячих реках. Чтобы пиявки появились, били по воде палкой, имитируя вход скота в воду. На ногах раздирали раны, а когда пиявки присасывались – их собирали и складывали в сумку, наполненную землей, которую хранили в прохладном месте. Пиявок держали в дождевой воде. "Подпускали" пиявок к больному через камышину, либо поместив пиявку в рюмку, а руку или ногу опустив в воду. Пиявок также ставили на затылок и за ухо. Они применялись как кровопускательное средство, удалявшее излишнюю или худую кровь. При их помощи лечили головную боль, радикулит, гипертонию, флюс, закупорку вен на ногах, болезни печени, чирьи. Когда пиявка набирала крови, то её посыпали солью и она отпадала, выпустив кровь. Её помещали в воду и использовали многократно.

Лягушка, жаба. Как правило, в обыденной речи всех бесхвостых земноводных называют жабами. Эта же путаница сохраняется и в народно-медицинской терминологии. Поэтому мы сочли возможным рассмотреть лечебное использование этих двух земноводных в одном разделе.

Лягушке приписывается магическая способность чудесным образом влиять на природу (если лягушку убить и повесить на куст – пойдет дождь), человека (лягушка скрутит фигу – умрёт мать). Считалось, что убивать лягушку – грех. Верили, что если беловатая жидкость, которую выделяют особые бугорки на её спине, попадет на руки, то на них потом вырастут бородавки. При лечении шпор жабу разрывали пополам, прикладывали к подошве ноги и так ходили. Её же прикладывали при закупорке вен на ноге. От продолжительной лихорадки носили на шее в мешочке лягушку (пока войска был запрещен и обложен пошлиной (она забиралась натурально, в виде десятой пиявки в пользу войска – для войскового госпиталя. Отлавливали пиявок в болотах, плавнях, стоячих реках. Чтобы пиявки появились, били по воде палкой, имитируя вход скота в воду. На ногах раздирали раны, а когда пиявки присасывались – их собирали и складывали в сумку, наполненную землей, которую хранили в прохладном месте. Пиявок держали в дождевой воде. "Подпускали" пиявок к больному через камышину, либо поместив пиявку в рюмку, а руку или ногу опустив в воду. Пиявок также ставили на затылок и за ухо. Они применялись как кровопускательное средство, удалявшее излишнюю или худую кровь. При их помощи лечили головную боль, радикулит, гипертонию, флюс, закупорку вен на ногах, болезни печени, чирьи. Когда пиявка набирала крови, то её посыпали солью и она отпадала, выпустив кровь. Её помещали в воду и использовали многократно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий