Щербина Ф.А.
Пережитое, передуманное и
осуществленное
Том 4
Краснодар, 2014
Стр. 418-420
Узнав, что я кубанский казак и что
моя родина находится в Ейском отделе (уезде), Антон Павлович живо заметил:
– Значит, мы с вами земляки? Я
если не казак, то сосед казаков… Из Таганрога.
– Знаю я ваш «мёртвый» город, –
ответил я Чехову. – Он хоть через море, но мне рассказывали, что бывают случаи,
когда утром в ясную погоду, «при чистом воздухе», из Ейска виднеется Таганрог,
точно белые палатки.
– Верно, верно, – подтвердил Антон
Павлович, – и я об этом слышал, хотя не могу себе представить, можно ли на
таком расстоянии через Азовское море видеть из одного города – другой. А вот
то, что Таганрог кажется мёртвым, безжизненным – это верно…
Слово за слово, мы коснулись
казаков – донских и кубанских, и Антон Павлович сразу же подчеркнул ту основную
черту, которой характеризуется экономический быт донского казачества.
– Простор, – говорил он, – обилие
земли и относительная бедность… Так ли у вас на Кубани?
Я заметил, со своей стороны, что черта эта свойственна
в большей или меньшей мере всем казачьим войскам, что на Кубани она так же
бросается в глаза, но далеко не одинаково во всех частях этой обширной
области.
– Почему же? Чем вы это объясняете? – спрашивал меня Антон
Павлович.
Мне пришлось указать на различие в составе населения, на различную
степень культурной подготовленности и на внешние условия, в которых находятся
отдельные казачьи войска и даже составные их части. Собственно, сельское
хозяйство выше стоит в так называемых Черномории и на Старой линии, чем в
Закубанье. Первые две местности заселены раньше, непосредственно примыкают к
России, а последняя постепенно завоёвана у горских племён. За Кубанью значение
более раннего заселения местности замечается довольно явственно. В районе рек
Лабы и Белой, по нижним их течениям, хозяйство прекрасно ведётся благодаря
тому, что собственно Лабинский район раньше заселён, чем другие места
Закубанья; к тому же здесь, в особенности по нижнему течению Белой, находятся
лучшие в крае земли, дающие обильные урожаи хлеба.
– Всё это так, – заметил мне Антон Павлович, – но если отличительная
черта казачества – бедность при обилии земли – свойственна всему казачьему
населению, местами в большей степени, местами в меньшей, то должна же
существовать и какая-нибудь общая причина, порождающая это явление… Я думаю,
что виновато в этом невежество или слабое участие в хозяйственной жизни
казачьей интеллигенции.
Приблизительно в таких выражениях и таким образом была
сформулирована Чеховым его основная точка зрения на экономический быт казака.
Сколько помнится мне, тогда военное начальство не ставило ещё вопроса об
оскудении казаков, и в печати не трактовали этого вопроса.
Мнение Чехова было лично его мнением, но, конечно, не представляло
чего-либо нового и оригинального. Мнение это циркулировало между казачьей
интеллигенцией, и очень может быть, что Чехов слыхал его от казаков. По крайней
мере, из разговора выяснилось, что Антон Павлович был знаком со многими
особенностями казачьего быта.
Так, когда зашла речь о казачьих офицерах, Чехов снова спросил
меня:
–
Правда ли, что молодое поколение казачьих офицеров менее симпатично, чем
старое? Это мне сообщали относительно донцов Я сказал, что такое именно
впечатление вынес и я в родном войске.
– Старики офицеры, – пояснил я
свою мысль, – хозяйственные и более внимательно относятся к местным
общественным интересам, чем молодёжь.
– Да, да, – подтверждал Антон
Павлович.
– Молодёжь, – развивал я далее
свою мысль, – усвоила только внешние признаки привилегированного положения,
заботится о костюме, белых перчатках, вообще о внешнем лоске и проявляет почти
полный индифферентизм к общественным интересам и явлениям.
– Вот-вот, это и мне говорили, –
соглашался Чехов. – Много блеску и круглое невежество. Но отчего это?
Я указал на ослабление интереса к
отживающим формам военного быта и как на естественное последствие этого – на
оставление лучшей частью интеллигенции казачьей военной карьеры. Лица с высшим
образованием идут во врачи, инженеры, юристы и прочее, оставляя в громадном
числе случаев войско и войсковую службу, так как на этой последней, с одной
стороны, не всегда бывают подходящие места, а с другой стороны – заскорузлые
чиновные паны и воротилы относятся крайне недружелюбно к молодёжи с высшим
образованием.
– Так, так, – твердил Чехов. – Это
верно и так обидно. Ведь кому, как не казачеству, идти бы вперёд при тех
громадных ресурсах, какими они располагают в виде обилия земель!
Не помню, шёл ли у нас разговор о
тяжести военной службы и как о последствии этой тяжести – о понижении
экономического уровня казачьей жизни, но при обсуждении общих вопросов у Антона
Павловича не раз прорывались восклицания:
– А много, должно быть,
интересного в жизни казака! Всё-таки это не приниженный, не угнетаемый, как
крестьянин, народ… А какие бойкие казачки! Вот они умеют за себя постоять.
Говоря вообще о сословности в
казачестве, Чехов заметил, что старые офицеры ближе стояли к рядовым казакам,
чем нынешняя молодёжь, и что таким образом ненужный военный лоск и выправка молодых
офицеров только усиливают сословную рознь в массе. Но каждый раз, когда Антон
Павлович отмечал и подчёркивал ту или другую черту казачества, он делал это
как-то осторожно, точно боялся попасть впросак.
Описанное свидание с Чеховым происходило давно, многое
забылось, кое-что я, может быть, передаю не с надлежащей точностью, но так как
лично для меня свидание это послужило к тому, чтобы услышать и таким образом
фактически выяснить его взгляды на интересующие явления, то общее впечатление,
оставшееся у меня от беседы с Чеховым, убедило меня, что покойный писатель
далеко не безразлично относился к нашей жизни, что отрицательные явления
последней с болью отзывались в сердце этого талантливого художника и что Антон
Павлович, чуждый резкости и партийности, живо сознавал несовершенства
окружающей действительности.
Нужно ли при этом
прибавлять о том впечатлении, которое производил Антон Павлович Чехов своей
мягкостью на меня и других… Казалось, что в этом кротком человеке, полном
скромности и непритязательности, жила одна правда, что разлад между этой
правдой и несовершенствами жизни налагал особый отпечаток грусти на талантливого
писателя и что поэтому самый «чеховский пессимизм» был болью его любящего, но
уязвлённого суровой действительностью сердца.
Комментариев нет:
Отправить комментарий