вторник, 18 мая 2021 г.

 

Журнал «Казачье единство»

026

1959 год


М. Гаврилов

 

Атаманский курган


Зимой я в степи заблудился,

Забылся и путь потерял,

Не знаю, как я очутился

У балки, которой не знал.


Холодное солнце спускалось,

Ночь длинными тенями шла,

Мне времени мало осталось,

Пошел я вдоль балки спеша;


Темней и темней становилось,

Мороз все, как будто крепчал,

Тревогою сердце забилось,

Терять я терпенье начал.


Куда я иду сам не знаю

Все тихо и мертво кругом;

Быть может совсем потеряюсь,

Замерзну в степи я потом.


Не помню, куда я забрался,

Как долго бесцельно я шел;

Пронзительный ветер поднялся

И снег по степи он помел.


Устал я, ушли сразу силы,

Прошла дрожь по телу всему

И руки и ноги остыли,

Куда мне идти, не пойму.


Завыли волки где то нудно,

Напал на меня сильный страх,

Вперед побежал безрассудно,

Не чуя усталость в ногах.


Но вдруг я упал и скатился,

В глубокую балку на дно,

Не знаю,как я не разбился,

Мне было тогда, все равно.


Подняться не мог, все болело,

Все силы совсем растерял,

Кровь в жилах моих леденела,

Недвижно, как мертвый лежал.


Все мысли мои закружились,

Забыться хотелось мне сном;

Зловеще вверху засветились,

Глаза у волков огоньком.


Мороз придавил посильнее,

Сильней ветер стал завывать,

А в балке всем телом немея,

Начал будто я замерзать.


Мне снилось, что балкою темной

Идет одинокий старик,

Широкий в плечах и огромный,

Без меры во всем он велик;


Зарос он густой бородою,

Глаза, как-то, хмуро глядят,

Как будто бы думой одною,

Он в жизни своей был занят.


Заметил меня на дне балки,

Подходит с улыбкой ко мне,

Оскалясь попятились волки,

В морозной растаяли тьме.


Ты, што-ж, казачонок, тут вздумал,

Спокойно штоль спать до утра?

Иль чорт тебя видно попутал,

Замерзнешь, глупыш, навсегда.


Ты чей будешь? А, ну я знаю,

Забрел ты совсем не туда;

Я часто теперь замечаю,

Случается с вами беда.


Какие вы стали шальные,

Приходится мне вас спасать

И степи свои вы родные,

Все стали теперь забывать.


Ну, что же,сынок? Тут беспечно

Всю ночь ты не будешь лежать;

Ведь дома теперь бесконечно,

В заботе тревожится мать.


Ты, глупый, еще несмышленый,

С годами научится жить,

Бедой и нуждой наученный,

Еще будешь Дону служить.


Ко мне он склонился тихонько,

Легко, как перо, вверх поднял,

Полою закрыл, как ребенка;

В холодной степи зашагал.


Мелькнули снега мне не ясно,

Крутилась и плыла земля,

Мне стало тепло и приятно,

Лишился сознания я.


Сынок, да ты што-ж, аль не слышишь?

Глаза я начал раскрывать,

А рядом ко мне наклонившись,

Сидела в слезах моя мать.


Как мы за тебя все боялись,

Не знали, куда ты пропал;

Вдруг: слышим в окно постучались

И ты на пороге лежал…


Легенду я вспомнил степную,

Татарских далеких веков:

Пошел Панатай-хан войною

На Дон покорить казаков.


Навстречу ему из Курмана

Набрал Казаков Атаман

И против всесильного хана

Повел их на вражеский стан.


Бой длился кровавый до ночи,

Никто не хотел уступать;

Устали, упали без мочи,

От битвы бойцы отдыхать.


А ночью, в татарской одежде,

Прополз атаман до шатра,

Где хан не теряя надежды,

Спокойным сном спал до утра.


Сверкнул острый нож атамана,

Глаза загорелись огнем,

Послышался хрип смертный хана

И стража проснулась кругом.


Напрасно, как лев отбивался,

От стражи лихой атаман,

Напрасно с отчаяньем дрался,

Он пал обессилив от ран.


На утро татары смешались

И стали к себе уходить,

Донцы вслед за ними погнались,

В степи до конца их разбить.


Победу Казачество пело,

Остался в степях грозный хан

И там, где нашли его тело

Стоит Папатаев курган.


Своего-ж атамана зарыли

У балки, где ханский был стан

И все до сих пор не забыли

Большой Атаманский курган.


Гремячую балку все знают,

Пустынна она и дика

И часто там ночью встречают,

Идущего вдаль старика.


И ходит в степи он веками,

Суров и задумчив всегда,

Глядит: может быть с казаками

В ночи приключилась беда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий