Кубанские Войсковые Ведомости
№ 1
1 января 1865 год
стр. 4
Черноморские свадьбы
У жителей Черноморья существует обычай, завещанный предками потомкам, праздновать свадьбы (вэсильля) с разными вычурными обрядами, имеющими в глазах простого народа весьма важное значение.
При наблюдении за свадебными порядками нашего простонародья можно видеть, что несмотря на некоторые, с течением времени, изменения форм в исполнении свадебных обрядов, общий колорит их с давних пор по настоящее время один и тот же.
Как бы наш люд бедно не жил, он всегда сопровождает свадебный процесс общепринятым порядком. Различие богатой свадьбы от бедной в том, что бедняк настолько предоставляет гостям удовольствия, насколько хватает средств. Нередко случается бедняку, после брачного пира, с молодою подругою идти в отработок тех материальных средств, какие он взял в долг на свадьбу.
При таком жалком положении жениха-бедняка брачный пир ему не веселье, а так себе выходит комедия — и только. Да и вообще весь процесс наших свадеб — чистая комедия в глазах просвещенного наблюдателя. Полагаю, что с этой точки зрения описание мое свадеб будет небезинтересно для любителей этнографических очерков.
1. Сватаньня
Каждой свадьбе предшествуют «сватаньня». Это брачный сговор, который делают избранные женихом лица с родителями невесты.
Редко бывает, чтобы жених прежде своего сватанья имел уже согласие на брак от невесты и от ее родителей; но большею частью жених со своими старостами является к девушке без всякого предварения, иногда вовсе незнакомый. «Як же потягнэ гарбуз» (ему откажут от рук невесты), тогда со «старостами», взявши обратно свой хлеб, в тот же вечер отправляется к другой девушке.
Таким образом, ходит свататься несколько вечеров, «покы натрапыть соби пару».
Самое сватанье начинается тем, что жених приглашает в «старосты» человек двух или трех женатых и в то же время «зубатых, шоб за словом в кэшеню нэ лазылы».
«Старосты» берут под руку, завернутый в платочек, хлеб ржаной и идут вечером с женихом к указанной им девушке. Придя к невесте на двор, жених сам не идет в дом, а отправляет одних только «старостив»; те, поздоровавшись с хозяевами, кладут на стол свой хлеб, и начинают разговор о сторонних предметах, большею частью об охоте.
Хозяины и бачуть, шо се за гости, та о дили нэ пытають. Бач яка установа! Начинаються разни балындрасы, гляды, хто и пыта:
— Дэ се вас Бог носыв, добри люды, шо и до нас пизнэнько забрэлы? Може вы от кого тикаетэ, або бэзбилэтни?
— Э! Нэ знаетэ, матусю, нашого горя! Мы люды тутэшни, нэ втэклы, булы оце на вловах, ганялы лысыцю, та тилькы напалы на таку хытру, шо и из пид пальцив втэкла. Мы за нэю, а вона вид нас, хош потомылысь, мы и загубылы лысыцю. Шо тут в свити Божому робыть, жалко кыдать! От мы давай йи слидыть, та й дийшлы слидом аж до вашой хаты. Будьтэ ласкови, нэ побороныть пошукать, и вже як найдэм, то и отдайтэ!
— Эгэ! Об сему трэба ще подумать. Мы нэ пытаем, вы нэ хвалытэсь, може и ще хто е з вамы?
— Е в нас гарный козак, там ще дэсь на двори.
— А чом же вин в хату нэйдэ: хиба слипый? — смиючись, пытають.
— Хай Бог мылуе! — кажуть старосты.— Йому николы, вин кони проводыть, то хортив склыка.
— Ой, тут е шось ынше, люди добри. Глядыть лышень, чи дысыци в шукаетэ? Може в вас шо ынше на думци, то кажить, нэ соромляйтэсь.
— Колы допытуетэсь, то нигдэ правды дить, скажем. Охотнык шука лысыци, а козак дивыци. Наш козак сподобав вашу дивку, а мы сватаемо: чи отдастэ йи за нашого парубка?
— Так бы вы и давно казалы, люди добри. Клычтэ же козака в хату, та й будэм балакать.
Тут начинаются серьезные толки о деле, но тоже не без китайских церемоний. Являются на сцену жених и невеста. Жених останавливается у порога, и, когда пригласят, садится там же, на скамью или на лавке. Невеста помещается возле печки, «або в кимнати, як в кого е».
Если жених не нравится невесте, то она старается уйти: если же он ей не противен то выходит с женихом в сени «на розмову, козак выпытуе дивчины, чи пидэ вона за його замиж? Спэрва дивчина баскалычиться, буцим бы то вона и нэ хоче, и нэ одказуе: а ыноди скаже на одриз: нэ пиду! Хоть ты сто раз прысылай старостив, всэ одно скажу. Шукай соби ыншу. Або ж скаже: я согласна, абы батько нэ бороныв.
Затем жених и невеста из сеней возвращаются в комнату, только не вместе.
Старосты, потолкувавшись со старыми, пытають и дивчины, чи пидэ вона за ихнэго козака замиж? Если ей не нравится жених, то она отвечает: «козакови ганьбы нэ даю, а питы нэ пиду». Если же он ей пришелся по сердцу, то «колупаючи комин, або прыпичок», изъявляет на замужество полное свое согласие, ссылаясь однако на вою родителей.
Получив от родителей согласие, невеста испрашивает от них благословение на брак троекратным земным поклоном. Затем делаются подарки: невеста, собственной персоной, жениху перевязывает руку платком, а «старосты» перевязываются через плечо «рушниками».
Жених и «старосты», в свою очередь, за подарки дарят невесту деньгами, сколько кто может. В заключение пьют «могорыч», для чего приглашаются и сторонние лица.
В этот же вечер жених предварительно советуется с новой своей родней о приготовлениях к свадьбе.
При сватанье договоров о приданом за невестой не бывает. Эта черта бескорыстия указывает не на то, чтобы у нас зять не любил взять, а на то, что тесть любит у нас честь: знаете ли, надо ж подержать зятя на удочке, чтобы не сразу побуждения к чинопочитанию улетели. Посулят «золотые горы», «шапку грошей», а там и окажется: «казав пан кожух дам, слово его тэплэ, цилый тыждэнь добрэ робыв, а в суботу ворит нэ зачиныв, та й всэ пропало».
Жених, посватавшись, всячески старается скорей обвенчаться, «шоб молода нэ одкынулась», да и невеста желает скорее быть родственником, чтобы жених не отказался.
В назначенный, с общего согласия, для венчания день жених, с перевязанной платком рукой, идет к невесте со «старшим боярыном» — шафером и «старостами». Невеста, изготовившись к венцу, перевязывает «боярыну» руку платком, «а старшу дружку стричкою», и все вместе идут в церковь.
Молодые супруги, в сопровождении родственников и знакомых, из церкви идут к жениху в дом; здесь делается закуска, после которой расходятся по домам.
Собственно свадьба, смотря по обстоятельствам, начинается в первое воскресенье, а иногда откладывается на месяц и более. В это время невеста живет у себя в доме, а жених посещает ее, как гость.
(продолжение следует)
Комментариев нет:
Отправить комментарий