Журнал «Разведчик»
№ 467
28 сентября 1899 года
стр. 814-816
С. Стороженко
Прошлое и настоящее Терских казаков
К началу нынешнего столетия казаки успели уже прочно засесть в своих станицах.
Будучи в постоянной борьбе с враждебными нам кавказскими горскими племенами, они хотя и сохранили у себя общественное самоуправление, во главе выборных войсковых и станичных атаманов, дав им по управлению самые широкие полномочия, но внутреннее самоуправление не представляло из себя патриархальной идиллии. Главными недостатками его были разные злоупотребления лиц, поставленных у власти, слабое уважение к выборным властям, а часто и обращение самих выборов не на лучших людей.
Такой порядок вещей не укрылся от зоркого глаза тогдашнего начальника Кавказского края, генерала Ермолова, и он, в 1819 году, уничтожив выборные должности войсковых и станичных атаманов, заменил их ответственными полковыми командирами и начальниками станиц, по назначению от правительства, которые, при посредстве станичных сборов и особо выборных почетных стариков, имевших право голоса чисто совещательного характера, и ведали всеми общественными делами в станицах.
Поставленная на таких началах власть, по словам историка, успела в непродолжительное время удалить непорядки, порожденные самоуправлением, и на место их поставить должное благоустройство. Ермоловские времена составляют лучшую страницу в исторической жизни казаков по своим благодетельным последствиям. И это в то время, когда все мужское население, кроме дряхлых стариков, калек и малолеток, непрерывно несло царскую службу, оставляя заботу о хозяйстве на одних только женщин.
К тем временам относится и возникновение в полковых штаб-квартирах полковых школ, давших лучших представителей Терского казачества, из которых многие достигли крупных чинов в служебной иерархии, да и в настоящее время мы видим в строевых частях войска и в учреждениях офицеров, которые обязаны своим первоначальным воспитанием полковым школам.
В 183 году все общественные разновидные единицы Кавказского казачества вошли в состав Кавказского Линейного Войска, а в 1845 году было введено первое высочайше утвержденное положение, которое, урегулировав систему управления казаками и порядок относительно организации строевых казачьих частей, оставило по-прежнему во главе общественных управлений ответственных начальников станиц, по назначению. Так продолжалось до конца шестидесятых годов. Полувековая жизнь казаков при таком режиме, несмотря на все невзгоды той эпохи, вызываемые военными событиями на Кавказе, текла своим чередом. Мы точно не можем сказать, в какой степени развития в то суровое время беспрерывной борьбы находилось экономическое положение казаков, но можем заверить, что коневодство в станицах в большей или меньшей степени процветало, благодаря избытку свободных земель; особенно не слышно было ни воплей, ни жалоб на тяжесть службы и трудность снаряжения.
Казак того времени снаряжался на службу без всяких субсидий со стороны общества или правительства. Но зато щеголеватая обмундировка, прекрасное оружие и хорошая лошадь составляли гордость казака, и он среди своих станичников справедливо пользовался почетом и уважением.
Наконец, наступает 1870 год, когда введено новое положение, главными основаниями которого были: изъятие из военного ведомства казачьих станиц и подчинение их министерству внутренних дел, учреждение общественного самоуправления в станицах на самых широких началах, учреждение должностей окружных начальников и атаманов отделов, поземельное устройство казачьих станиц, наделение землею, взамен пенсии, офицеров и их семейств, устройство строевой части и, наконец, упразднение полковых школ и учреждение, взамен их, станичных школ, подчиненных министерству народного просвещения.
Итак, с введением этого положения весь строй стародавней казачьей жизни рухнул и станицы быстро изменили свою физиономию. Последствия вновь созданного порядка не замедлили отразиться на всей жизни казаков.
Казаки, перейдя из военного ведомства в ведение министерства внутренних дел, перестали себя считать военным сословием; общественное самоуправление близилось к самоуправству, когда на станичных сходах вершились общественные дела.
На атамана станицы смотрели не как на начальника, а как на своего ставленника, которого можно заменить, если не сегодня, так завтра, другим, более податливым.
Начальники округов и атаманы отделов уже не были теми отцами-командирами, которых казаки привыкли видеть и забота которых простиралась на все мелочи повседневной их жизни. Окружные начальники, будучи людьми чуждыми уклада казачьей жизни и их традиций, заботились соблюдать формальности, вести в канцеляриях в должном порядке переписку и далеки были от круговорота станичной жизни.
Как снаряжался казак, как выходил на строевую службу, до этого не было им никакого дела, а атаманы отделов, не имея никакой власти по отношению станичных атаманов, деятельность свою, поневоле, ограничивали ведением учета казаков, подлежащих к выходу на укомплектование строевых частей и обратно, на льготу, в Войско.
Правда, положение это в 1888 году видоизменено, но оставляет желать многого. По первоначальному проекту положения о поземельном устройстве в казачьих станицах, предположено наделить на каждую душу мужского пола 30 десятин земли, сообразно ее качеств, по таксации; оставшаяся от надела станиц земля свободно поступила в надел офицерам и их семействам, по чинам, в размере от 100 до 400 десятин и более, а из свободной затем земли образованы запасные войсковые участки.
С того времени не прошло еще 30 лет. И что же мы видим? Взамен положенных по упомянутому положению 30 десятин на каждую душу мужского пола остается теперь не более 10-12 десятин на душу. Что будет далее?
Офицерские участки, за небольшим исключением, перешли в руки кабатчиков и лиц других подобных профессий, — такого элемента, который вовсе нежелателен для казачьего населения, по 6-10 рублей за десятину.
Можно было преклониться перед необходимостью, если бы чувствуемое теперь в станицах малоземелье произошло от естественных причин, то есть прироста населения, но обидно, когда сознаем, что доля этого горя внесена зачислением в войсковое сословие лиц постороннего ведомства.
В казаки зачислялись,без разбору, все, кто находил это для себя выгодным, и крестьяне, и мещане, и все эти люди не всегда были высокой пробы. В особенности широко был открыт доступ к зачислению в войсковое сословие всех званий людей, когда казаки в административном отношении были подчинены министерству внутренних дел.
И с тех пор замолкли звуки чарующей слух песни казаков, вложенные в их уста поэтом:
На берегах заветных вод
Цветут богатые станицы…
Надо ли говорить, что совокупность перечисленных нами причин и создала те явления, которые мы переживаем в современной жизни казаков.
Для восстановления более здорового нормального порядка в жизни казаков во всех ее проявлениях, как в бытовом, так и в военном отношениях, по нашему крайнему разумению следует:
1) Упразднить должности выборных станичных атаманов и заменить их по назначению от правительства.
2) Компетенцию станичного сбора оставить в тех пределах, какие установлены положением об общественном управлении в станицах казачьих войск 1891 года, но с такими ограничениями, чтобы, в случае несогласия станичного атамана с приговором станичного сбора, было предоставлено последнему право делать об этом представления атаману отдела с особыми по данному вопросу мнениями.
3) Наделить станицы дополнительными земельными участками, а оставшиеся войсковые участки свободными отдавать исключительно казакам на льготных условиях. Кроме того, открыть кредит из свободных войсковых сумм, в роде крестьянского банка, для выкупа станицами офицерских участков и таких же участков, перешедших в посторонние руки.
4) Строго воспретить зачисление в войсковое сословие лиц постороннего ведомства, к какому бы они званию не принадлежали.
5) Воспретить произвольные разделы семейств; в случае же возникших разногласий в семье, происшедших по вине кого-нибудь из членов семьи, назначать опеки.
6) Воспретить женитьбу молодым казакам впредь до окончания выслуги в действующих полках.
7) Станичные школы подчинить военному ведомству, приурочив в них воспитание детей по системе военно-учебных заведений.
8) Для обеспечения казаков коневым составом учредить в станицах общественные косяки, на первое время от 15 до 25 голов кобылиц, с необходимым числом производителей улучшенных пород; довольствие косяков отнести на станичные общества, что не составит особенных затруднений, при заготовлении необходимого количества сена на зимнее время самими обществами натуральною повинностью. Для содержания косяков на юртовых наделах станиц устроить хутора с конюшнями, а надзор и уход за лошадьми можно возложить на казаков, неспособных к службе, но способных к труду, с производством им довольствия натурою или деньгами на счет обществ, а жалованье и ремонт отнести на счет войсковых сумм, с зачетом времени нахождения казаков в этой командировке за действительную службу.
Тем станичным обществам, кои на первых порах, за отсутствием средств, не в состоянии будут приобрести необходимое число кобылиц и производителей, выдавать для этого из войсковых сумм ссуды, с пополнением таковой от продажи молодым казакам приплода. Ближайшее наблюдение за косяками возложить на станичных атаманов и офицеров, заведующих станицами, под надзором заведующих полками и атаманов отделов.
Увеличения числа кобылиц можно достигнуть и привлечением самих казаков к отдаче в косяки собственных своих кобылиц, что охотно будут делать в особенности те из казаков, которые имеют подростков-сыновей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий