воскресенье, 9 мая 2021 г.

 

17-я часть


Записка полковника Шарапа С.А.


Выведенный из себя, я узнал, что Евдокимов с Забудским уезжают на встречу государя, я решился написать письмо Забудскому. Каменский уговаривал меня быть весьма осторожным в выражениях. Я внял совету и написал полужалостливую, полуупрекающую цыдулю. Оно приложено при этом.

Результатом было: отпускать нас в церковь с конвоем одного солдата, но безоружного. Я немедленно воспользовался сим разрешением и отправился осмотреть внутреннюю поверхность черепахи-собора. Довольно опрятно, тепло, но тоже аляповато во всех отношениях.

Через день нам преподнесли и «запретные пункты», а еще дня через три, когда мы ответили на «пункты» нас потребовали к старшему аудитору Филиппову или Филипьеву,забыл, для устных показаний. Погода к этому времени опять поправилась. Шествуя в своих мундирах по улицам с безоружным солдатом позади (водили нас по очереди) мы возбуждали любопытство публики, как я заметил по недоумевающим лицам встречных. Господин аудитор принял меня так, как будто я его удостаивал своим визитом.

Милости прошу, садитесь! Неугодно ли папирос? Не прикажете ли кофе?

И прочее. Сестьсел, а от другого отказался.

По поводу письма вашего к начальнику штаба, его сиятельство сделал мне выговор, но, согласитесь, дело хотя и пустячное, а все-таки я не мог успеть..

И прочее. Пошли стереотипные вопросы и таковые же ответы. По возвращении на гауптвахту я был встречен вопросом Каменского:

Расскажи, растолкуй мэни, чом се так, шо всим нам, як я тэпэрь знаю, зробылы по 16 вопросных пунктив, а тоби добавлэно семнадцатый?

Не знаю, не понимаю,отвечал я искренне.

Как бы для ответа на вопрос Каменского вошел аккуратно и открыто посещавший нас добрейший П. Черник. Он передал нам по обыкновению ответы из Черномории на наши письма, чрез него же неофициально отправленные, а что важнее при нашем положенииденьги, рублей 700. Мы, сидя по разным тюремным закоулкам, довольствовались на свой счет, несмотря на наши требования, заявляемые многократно, чтобы нам давали суточные по тюремному уставу. Вышесказанные 700 рублей прислал Борзык и К, из тех 6-8 тысяч, которые необыкновенно быстро были пожертвованы, или проще, даны панством и казачеством вслед за майскими днями для посылки «депутатов». Это факт важный не по количеству «тысяч», а по смыслу их. О сборе денег, о размере этого сбора я слышал, но сам не контролировал. Весьма близкие к делу люди говорили мне, что сумма была именно около тех цифр, которые я обозначил.

Затем Черник сообщил нам, что еще в первых числах августа Кухаренко был вызван в Ставрополь и поставлен в тиски. Хитроумный Евдокимов потребовал от него категорически «изложить письменно весь ход переговоров его о переселении с дворянами и казачьими депутатами в апреле и мае и обозначить, то есть поименовать тех лиц из дворянства, которые наиболее оппонировали распоряжениям начальства». Кухаренко покорился и преподнес свой рапортдонос. Да иначе и быть не могло! Чом нэ пидставыть спыну? Нэкуплэна! Тай гнуты йинэ вдывовыжу!

Я,говорил Черник, и писаря штабного отыскал, переписывавшего набело рапорт Кухаренко и могорыча ему предлагал, чтоб заполучить чернотку.

Нет!генерал говорит,при себе заставил переписывать и чернотку отобрал.

Вспомнив о запросных пунктах и особенно о моем 17-м, мы пришли к заключению, что рапорт Кухаренко всенепременно обретается в настоящее время в конторке любезного аудитора и не ошиблись.

Мы решили, что вправе, хотя бы заимообразно, если на то пойдет (Сколько помню, возврата денег от нас не потребовали), воспользоваться этими деньгами и поделили их. Черник тотчас взялся побывать и у остальных заключенных, передать им деньги и полученные известия. Говоря о Чернике, открыто посещавшем нас, несмотря на подозрительные взгляды и даже предупреждение начальства, кстати, нужно будет упомянуть о некоем природном черноморском пане полковнике (ныне отдыхающий от многотрудной службы) Прокофии Григорьевиче Короленко, тезка Чернику по имени и совершенная ему противоположность.

Тот простой, даже недалекий, но добрый, честный и смелый товарищ; Короленко же, выучившийся грамоте в канцелярии, чрезвычайно способный от природы, но трус, низкопоклонник и эгоисткуркульского пошиба, то есть и отца, и мать, и себя самого готовый продать при удобном случае.

Этот Короленко был светилом из той знаменитой плеяды, которая взошла в Черномории в конце 1840-х, во времена управления Григория Антоновича Рашпиля.

Плеяду эту составляли: 1) Попка (ныне генерал, сын Тимашевского попа, казак), воспитывавшийся в семинарии и потом написавший целую книгу «Черноморские казаки» о Черномории с претензией о всесторонней научности; 2) Шульгакрасивый, высокий, вкрадчивый и кажется вкусивший знания в одной из южных гимназий; беда была тому человеку, который попадался на дороге его служебной или имущественной карьеры! 3) Литевскийеврейского происхождения, студент университета, красивый, ловкий, умный, добрый товарищ по выпивке, нокак говорят (я знал его очень мало и очень недолго по выходе из корпуса), очень склонный к любостяжанию, не брезгая средствами. Известно, что впоследствии он был старшим членом войскового правления, смещен за оказавшийся недочет в войсковых суммах сверх 100 тысяч, попал под следствие, оставив от всем известного богатого состояния почти нуль, 4) Н. К. Каменскийэто была чуть зародившаяся планета, далеко шедшая в конце плеяды.

Считая Каменского в некотором роде своим товарищем, Короленко, состоявший во время пленения нашего при какой-то комиссии в Ставрополе,счел своей нравственной обязанностью посетить заключенного и он посетил его раза два с пошлыми уморительными приемами!

Придя первый раз при шашке, он громко обратился к дежурному офицеру.

Господин дежурный! Прошу вас позволить мне повидаться с Н. К. Каменским и присутствовать при нашем разговоре. Яполковник Короленко, состоящий при…

И прочее.

Зачем же? Господин полковник,послышался из-за двери голос дежурного,Прошу вас, идите…

Нет, нет! Прошу вас присутствовать!

Вошли. Офицер был, очевидно, сконфужен, а Короленко, избегая глянуть мне в лицо, громко обратился к Каменскому:

Здравствуйте, Н. К.! Я пришел вас навестить!

Каменский, добродушно улыбаясь, протянул ему руку, а я молча поднялся со скамьи и вышел на платформу. Дежурный офицер последовал за мною, притворив дверь, но Короленко сейчас же распахнул ее настежь. Визит продолжался с полчаса, а по уходе Короленко мы чуть не повздорили с Каменским.

Ну шо ж? Ну и нэхай! А вин добрый, навистыв!горячился Н. К.

Я и не осуждаю его за то, что решился навестить вас, но мне он противен своей манерой и теми предосторожностями, которыми он обставил свой визит.

Ой-ой! Подывлюсь я на вас!было мне ответом.


Источник:

Короленко П.П.

Переселение казаков на Кубань

Русская колонизация на Западном Кавказе

Екатеринодар, 1910 год


Комментариев нет:

Отправить комментарий