четверг, 6 мая 2021 г.

 

15-я часть


Записка полковника Шарапа С.А.


Я покатился со смеху, хотя и не особенно смешлив, увидев выражение глаз певца, и его подмигивания в сторону Назарова. Тот фыркнул и повернул ко мне спиной.

На другой день часа в 4 же, не встретив никаких жандармов на последней станциичего мы ожидалиоткрылся мне, как на ладони, неизвестный мне до того Ставрополь.

Собор, поставленный на чудном месте, на большом широком холме, первый неприятно на меня подействовал. Вместо того, чтобы возвышаться с естественного возвышения стройно, высоко, симметрично, как наш простой деревянный, запорожцами поставленный на ровной плоскости, он изображает какую-то тяжелую каменную черепаху.

Остановились на главной улице в гостинице «Орел». Одно из лучших помещений, нам отведенное, оказалось мизерным до убожества и неопрятным.

Только что мы уложили кое-как наши вещи, Назаров наконец заговорил:

Господа! Сегодня и носа на улицу на показывать. Завтра пораньше проберемся к Чернику и узнаем, что как?! А после уже сделаем явку.

Калери согласился, а я воспротивился потому, что мне хотелось посмотреть на «солдатский» город не из одного окна нумера; завязался строптивый разговор, перешедший на наше положение и причины его. Кто-то из моих товарищей высказался, что Каменский, если желает, может фордыбачиться противу начальства, а другим ради этого лезть в петлю не подобает. Я назвал такое мнение подлостью и перепалка чуть было не довела до полного между нами разрыва. Кончилось тем, что меня уговорили подождать утра следующего дня.

На другой день часу в 9 мы были уже у Черника. Тот принял нас, как товарищейчем я был крайне удивлен потому, что знал его, будучи еще на школьной скамье в Питере и составил о нем далеко не лестное для него мнение, в чем, как оказалось, больше чем наполовину ошибся.

Я считал его дрянью во всех отношениях, он оказался, правда, весьма уж дюжинного ума человеком и мало очень смыслящим инженером (его профессия), но прекрасным и смелым товарищем. Этот Прокофий Иванович Черник (В Ставрополе он был потому, что состоял при инженерном каком-то управлении), кончивший курс в инженерном училище, кажется, в 1852 или 1853 году, племянник того архитектора Черника, который во времена Николая был за смазливую рожицу вытащен за уши графиней Чернышевой и построил много казарм в Петербурге.

От радушного хозяина мы узнали, что Каменский почти совсем больной сидит на главной гауптвахте с 23 июля, а Петр Калери, посаженный вместе с ним, так расхворался, что его принуждены были поместить при госпитале при должном карауле, конечно, Ивана же Калери приютили на тюремной гауптвахте.

Весь день мы провели у Черника и только на другой день примундировались и учинили явку. На нас смотрели официальные лица с любопытством. Часов в 7 того же дня в занимаемый нами нумер явился при параде плац-адъютант с польскою фамилией, весьма любезно отрекомендовался; отобрал наши шашки и попросил пожаловать с ним; «извощики,говорит,уже готовы». Сели и поехали при вечерних сумерках прямо на главную.

Вошли в офицерскую, освещенную сальною свечей; адъютант передал дежурному офицеру какую-то бумагу и, обратившись к нам сказал с улыбочкой:

Господа! Один из вас должен здесь остаться, двух остальных я имею приказание поместить в другом месте.

Я желаю остаться здесь,было моим ответом.

И прекрасно! Вы, господин Шарап? Вам и товарищ тут найдется.

Он подошел к тяжелом дубовой двери, отворил ее и шаркнул ножкой.

Господин майор! Пожалуйте на минутку, я вам товарища привез.

Медленно, развалисто вышел Каменский, лицо его совсем осунулось; скудные волосы на голове были беспорядочно взъерошены. При тусклом освещении солнца он казался настоящим каторжником, со своею рябою, оливкового цвета физиономией круглыми бегающими глазами.

О! Бач! Здравствуйте,рванулся он радостно в недоумении к нам,Чего се вас сюда принесло?

Не успели мы порядком поздороваться, как адъютант заторопил N. и N. с отъездом. Мы вышли, часовой затворил дверь, а Каменский все стоял предо мною и тупо смотрел мне в лицо.

Дежурный офицер тамошнего линейного батальона, молодой человек с доброй улыбкой на губах, со стороны наблюдал нас.

Ну так ходим же,реванул Каменский, схватил меня под руку и потащил за тяжелую дверь в свою келью.

Келия эта оказалась аршин 6-7 в квадрате. Нештукатуренные стеныгадкие, грязные, покрылись плесенью. По левую руку от входа на юг два окна с тяжелыми железными решетками. Между окнами голая, дощатая скамья аршина в полтора шириною и два с половиною длины; по правую руку у глухой стены лазаретная кровать со скудною постелью Каменского; у кроватилазаретный стол и на нем таковая же сальница, в грубом жестяном подсвечнике. Я бросил свой саквояж и подушку на скамью и стал разоблачаться от верхней одежды. Каменский быстро шагал, заложив руки в карманы своих серых суконных штанов, по диагонали комнаты.

Как теперь помню, смешно и весело и как-то брезгливо грустно, если можно так выразиться. Грязный дубовый пол, вонь от него и от стен претили. Болезненный вид Каменского возбуждал жалость. Мы молчали. Вдруг он круто повернулся на каблуках , могучею рукой отмахнул меня к столу (самому освещенному месту) и, поставив руки фертом, а ноги ножницами, почти закричал:

Ну, чого ты, бисовой души, до мэнэ прыихав сюда? На шо ты тут здався?


Источник:

Короленко П.П.

Переселение казаков на Кубань

Русская колонизация на Западном Кавказе

Екатеринодар, 1910 год


Комментариев нет:

Отправить комментарий