четверг, 27 мая 2021 г.

 

Журнал «Разведчик»

№ 453

18 мая 1899 года

стр. 548


Ш — й

 

Анекдоты


Не знаю, появлялся ли в печати в тот или другом пересказе этот характерный рассказец, построенный на действительном случае нашей туркестанской исторической жизни.

Видите ли, мы явились в Среднюю Азию с большим запасом предрассудков, значительная доля которых здравствует еще и по сие время. Как сложились эти предрассудки — другой вопрос, но их крепко держались, считая за драгоценные данные, полученные путем глубокого опыта в азиатской жизни.

Так, например, полагали, что чем русский человек выше по положению, тем надменнее, пренебрежительнее должно быть его обращение с азиатами, ибо только этим путем, мол, возможно заставить их с подобающим почтением относится к себе. И обратно, — были уверены, что ваша приветливость в глазах азиата будет всегда признаком вашей незначительности, робости перед ним.

Следуя этому мудрому рецепту, один из былых начальников лихих войск Туркестанского военного округа так принимал нескольких кокандских принцев, явившихся к нему с покорностью.

Он страшно долго проморил их в своей приемной и когда узнал, что они уж совершенно истомлены, приказал ввести их в кабинет, причем сделал вид, что не заметил их прихода, углубившись в работу.

Принцы представляли из себя красивый, видный, полный царственной важности народ. Отвесив глубокие поклоны по направлению генеральского стола, они с видимой досадой переминались и легонько покашливали, посматривая на сгорбленную фигуру генерала, целый час еще строчившего свои бумаги…

Наконец, взглянув, будто невзначай, генерал заметил посетителей, сразу оживился, ласково встретил их, пожал руки, усадил…

Обменявшись официальными фразами, собеседники перешли на более жизненные темы.

Генерал поминутно переходил от олимпийского величия к трогательному панибратству, желая тем совершенно огорошить и ослепить азиатов, как советовала «азиатская тактика».

Принцы вели себя замечательно корректно. Не теряя важности, которая так красива у среднеазиатцев, они старались быть глубоко-почтительными к человеку, в руках которого была теперь их судьба. Конечно, они сильно досадовали в душе и на необходимость покориться, и на маленькое тиранство русского генерала, но не подавали и виду, отлично владея собой.

Только один принц, более нервный, чем его товарищи, нет-нет, да старался как-нибудь уколоть на словах генерала в отплату за перенесенное…

Злой огонек вспыхивал в его умных глазах.

— Ты что делаешь? — спросил он вкрадчиво генерала. — Все пишешь?

— Да, — сказал важно генерал. — Работы такая бездна — я не имею отдыха.

— А когда я был большим человеком, — сказал, вздохнув, принц, — у меня была тоже пропасть государственных забот… только я никогда не обременял себя такой черной работой, на это у меня были мелкие люди, писцы…

Генерал нахмурился и сухо прервал аудиенцию.

Комментариев нет:

Отправить комментарий