понедельник, 3 мая 2021 г.

 

13-я часть


Записка полковника Шарапа С.А.


(Прошение было потом возвращено в Войско «будто бы нераспечатанным»).

Отпущенный Милютиным Магеровский, не будь дураком, тотчас же возвратился в Петербург, захватил свой чемоданишко и с первым подходящим поездом полетел в Москву, а там из вокзала железной дороги прямо на почтовый двор, сел на перекладную и прежним же путем без всяких остановок в Екатеринодар. После стало известным, что по пятам за ним до Тулы гнался жандармский офицер с приказанием арестовать сотника Магеровского. Вероятно жандарму был дан маршрут не дальше этого города, потому, что Магеровский успел вернуться восвояси, и, этому случаю обязан, что протянул жизнь свою еще на год с небольшим. Попади же он в Петропавловку или Шлиссельбургтам ему и капут был много через месяц.

В скверном настроении я вернулся на Кубань в отряд, зная, между прочим, что вырваться оттуда скоро я уже не мог. Прошел июнь, а в конце июля я узнал, что Магеровский вскорости по возвращении из Петербурга был арестован и посажен на Екатеринодарскую гауптвахту.

Начальство и главное подначальство закопошилось. Магеровского осадили допросами: «Кто выдал подорожную? Кто именно из рук в руки передавал ему пакет с прошением?»

И прочее, и все это, разумеется, еще деликатно, но настойчиво до нестерпимости! «Бидный хлопэць» отвечал нередко дерзостями ведшему следствие аудитору и сильно волновался, то есть десятками дней за один час сокращал и без того намеченную уже в жертву жизнь. Ответ его был без малейших вариаций несмотря на всевозможные приемы: ласки дружеского совета, увещания и, наконец, угрозы. Он повторял почти дословно тоже, что и Милютину.

Прошение я получил от депутатов, избранных в силу разрешения от начальства; а от кого именно, не помню. Поручение было дано мне теми же депутатами сообща, а не отдельною личностью. Подорожную я получил просто и натурально потому, что и без поручения собирался проехаться по России.

Так от него ничего больше и не добились.

Известия эти сообщили мне уже секретно, почему я и понял, что дело подходит к расчету за предерзостные апрельские и майские дни. Одновременно почти с этим я узнал, что Н. К. Каменский вызван в конце июня в Ставрополь под видом служебных дел и задерживается там не то под арестом, не то под предлогом тех же дел.

Я совсем взбудоражился, тем более, что отряд был разбит по частям для производства покоса и я со своим дивизионом уже с месяц неподвижно стоял в Абине, место прежней крепости, намеченное под будущую Абинскую станицу.

Читать было положительно нечего, общества кроме офицеров в большинстве заседающих и денно и нощно по духанам, никакого, а туттакие известия! Стал я раскидывать своим умом (бо бач его в мэнэ нэ в кэшени шукать!мовляв кум Крадчукив) как бы тут лучше поступить? Уехать в Екатеринодар без разрешения батарейного командира (он был от меня верст за 60) явиться к начальству и объявить следующее: «Я так же виновен, как Магеровский, если его считают виновным, а потому прошу посадить меня вместе с ним?»

Или же настрочить рапорт, что я, мол, почти во всех собраниях казачьих депутатов и дворян участвовал инструкцию депутатам от дворян охотно и с убеждением подписал; выбор Магеровского и цель посылки его в Петербург знал, оправдывал и оправдываю, а потому жду распоряжения начальства и прочее.

Но ни та, ни другая из разумных моих мыслей не уступала, а время шло… Наступали первые дни знойного августа. Покос кончали: я прихворнул. Пришла весть, что Иван и Петр Калери отправлены в Ставрополь и там арестованы; что Каменский формально наконец арестован и посажен на главную гауптвахту Ставрополя, что Алексей Рашпиль, предназначенный к аресту, улизнул в Москву под предлогом навестить дочерей институток. (Он так-таки и отбоярился от ареста и вернулся только когда нас выпустили).

Тут уж я не выдержал. Решил, не рискуя дезертировать, воспроизвести рапорт в вышесказанном смысле, и конечно, воспроизвел бы сего феникса осторожности и разумности, но сама судьба прикрыла меня своим крылом.

Часа в 3 дня, когда температура стояла градусов на 30 по крайности (это было около половины августа) является ко мне дивизионный вахмистр:

Подполковник Карский приехали, ваше благородие!

Карский, от которого я принял после батарею, которою и теперь командую, был тогда командиром сводной батареи Адагумского отряда.

Я вскочил, как будто меня обухом по голове ударили. «Ну, теперь шалишь! Так или иначе я уеду отсюда не дезертиром»,решил я в своем уме. Набросил шашку, встречаю:

Господин полковник, в дивизии обстоит все благополучно!

Совершенно необразованный, из кантонистов же как и Евдокимов, 25-ти летнею службою добившийся до своего поста и чина, Карский представляет образчик чрезвычайно честного и доброго человека из народа. Приятно мне это сказать! По уму же он настолько же ниже своего собрата кантониста, насколько выше по доброте и честности.

По первым же словам Карского я заметил, что он как-то «тыняет». Противу обыкновения не смотрел прямо в глаза. Вопросы относительно состояния моего дивизиона выходят сбивчивы.

Думаю, что за притча? А порешить надо.

Обошли конюшни, осмотрели лошадей, склады овса и сена. Вернулись в мою хату-балаган. Увертывается мой Карский от прежнего откровенного тона, да и баста!

Надо заметить, что следующий за мною по старшинству офицер Георгий Калери недели две тому назад был отпущен в отпуск в Екатеринодар.

Подали чай. Карский, изменив манеру, стал пристально смотреть мне в глаза и объявил, что сегодня же едет в Крымское управление, то есть назад. Потом вдруг встал, подошел ко мне и, положив руку на мое плечо, почти отечески спросил:

Ты тово (поговорка) не трус ведь? Не боишься ареста?

О, нет! Не боюсь!ответил я, озаряясь радостным для меня предчувствием.

Ну, на! Прочти это.ответил он, вытаскивая формальную бумагу из борта форменного своего сюртука.

«Предписывается немедленно выслать в город Ставрополь есаула артиллерии С. Шарапа, а также есаула Назарова и сотника Георгия Калери»,прочел я.

Признаюсь откровенно, я чуть не бросился на шею Карскому и чуть не разревелся. Выражение моего лица привело в тупик Карского.

Да ты ж чего это? Чему тут?Заговорил он несвязно.

Седлай серого!ринулся я в дверь, а потом стал быстро собирать самое необходимое для дороги.

Добрейший Николай Михайлович Карский с недоумевающей улыбкой следил за моей суетней и покачивал только головою. Я это видел и тоже улыбался. Счастлив был хоть раз еще раз улыбнуться в моей жизни такою улыбкой! Я понимал, что иду вразрез с несправедливостью и произволом, а разве это не счастье для человека?


Источник:

Короленко П.П.

Переселение казаков на Кубань

Русская колонизация на Западном Кавказе

Екатеринодар, 1910 год


Комментариев нет:

Отправить комментарий