вторник, 11 мая 2021 г.

 

21-я часть


Записка полковника Шарапа С.А.


Подойдя к нам и наскоро застегивая пуговицы сюртука, он откозырял и почтенно поклонился: затем сделал крутой поворот на правой ноге, уставился на несчастного адъютанта и заговорил…

Но как заговорил! Таким тоном и с такой манерой мог говорить какой-нибудь заядлый крепостник со своим рабом, которого давно жаждал сцапать на чем-нибудь архи-дерзостном и, наконец, сцапал:

Вы?! Вы?! Зачем здесь?!

Адъютант буквально помертвел. В его лице не осталось ни кровинки, а глазая не сумею описать их цвет и выражение.

Я спрашиваю,зарычал Евдокимов,для чего вы здесь? Кто вас сюда просил? Кто приказывал? Разве они (жест в нашу сторону) арестанты, что вы осмелились сопровождать их? Вон, вон! Сию минуту!

Адъютант как-то качнулся на месте, потом быстро зашагал к калитке, не отпуская руки от козырька.

Господа! Вы меня извините,обратился он к нам, отдуваясь как запыхавшийся человек.Прошу васопустите руки (То есть руки поднятые к козырьку). Я желал с вами говорить, но в настоящую минуту не могу. Прошу вас, приходите ко мне часа через два.

Он опять любезно поклонился и направился ко входу в дом. Ответив таким же поклоном, мы потянулись к калитке.

Помню, мне было и смешно, и противно, и жаль адъютанта. Мы его после того уже не видели.

Припоминая этот момент, я скажу об одной из негостинных манер почтеннейшего Каменского. В минуту ажитации, когда у него не улеглись мысли в порядок, он, начиная говорить, посылал правую руку между ног спереди, как бы поправляя неловко сидящие шаровары.

Только что перешагнув через калитку и изобразив именно этот жест, он заговорил к нам:

Бач… Тэпэрь хиба вам арэстанты?! А як садовыв по обахтах, по тюрьмах, то нэ булы арэстанты? Гаспидська, ыродова душа!Заскрипел зубами, то есть чувствуя, что его мысли приходят в порядок.

Это верно, Никифор Кириллович,отозвались мы.Комедия, да и баста!

Кумэдия? Я б ему! Та постийтэ, всэ ж такы наш уговор: мовчать, шоб вона, бисова душа, нэ вэрзла! Ходымо, на билиярди пограемо!

До 7 часов провели время за бильярдом, а к назначенному времени явились.

Ловкий, вежливый, беленький и румяный, совсем юноша, несмотря на свои 40 с лишком лет, Забудскийначальник штаба, встретил нас положительно сияя своим с иголочки сшитым мундиром генерального штаба.

Господа! Мне приятно приветствовать вас. Будьте добры, обождите минуточку. Его сиятельство сейчас должен войти в кабинет.

Мы столпились в углу чрезвычайно длинной и непомерно низкой комнаты. В противоположном конце, не глянув на нас, сидела какая-то пожилая дама за чудеснейшим концертным роялем. Она брала аккорды, потом заиграла что-то шумное и бойкое. Я весь встрепенулся (Слабость к проклятой музыке).

Пожалуйте, господа!раздался голос Забудского,но не все. Господин Каменский, подождите немного,с вами его сиятельство желает говорить отдельно.

Я глянул на Никифора Кирилловича, тот смущенно смотрел кругом, опять значит без поддержки пришлось ему остаться.

Пошли. Поперек кабинета стояла длинная и широкая конторка, или просто красивый стол с большою лампою под темным абажуром посредине.

Евдокимов сидел против середины стола, с одной стороны, Забудский, язвительно улыбаясь, сел против него! Лица обоих были освещены достаточно. Мы выстроились в ряд и мне пришлось ближе всех стать к сиятельству.

Внушительное молчание.

Не привстав даже с кресла, с нахмуренным видом (другой стих, значит, пришел),он начал к нам речь. Где припомнить теперь подлинные слова? Благо бы суть!

Знаете ли вы. Что если бы не великая милость государя, не его бесконечная доброта, знаете ли вы, что бы вам предстояло?

Молчание.

Так знайте, что вам предстоялои это по меньшей мереполевой уголовный суд и разжалование в солдаты! Вымолодые люди, только что начинающие карьеру, вы осмелились вмешиваться в это дело? Да могли ли вы понять дела правительства? Могли ли вы оценить мысль распоряжений начальства? Как вы осмелились возвысить голос противоречия?

Опять молчание.

Наконец, на чем вы основывали ваше дерзкое противоречие начальству? Когда была объявлена воля государя, как вы смели упираться на какие-то грамоты, привилегии и прочую чепуху?

Ваше сиятельство!начал я дрожащим от гнева и волнения голосом.Грамоты и привилегии Войску, как и всем известно, существуют на самом деле. Из самого дела видно, ваше сиятельство, что мы не противоречили распоряжениям начальства, а только пытались просить…

Да как вы смели просить, писать жалобы, прошения, письма, когда вам объявлена была неизменная воля государя?

Мы думали, ваше сиятельство, что просьба не его…

Вы слишком уж думали!оборвало сиятельство.Все ваши прошения и просьбы были преступны, противозаконны! Вас надо бы было в пример другим наказать самым строгим образом, но благодаря милости государя, я ограничусь тем, что все вы будете выключены из артиллерии (нас четверовсе артиллеристы).

Ваше сиятельство!сказал я более твердым голосом.Посмотрите (я указал на свои больные, подвязанные носовым платком, уши) едва ли я не лишусь слуха, благодаря месячному аресту на здешней гауптвахте. Неужели наказания этого мало?

Ваше сиятельство!шагнул вперед Иван Калери.Сидя целый месяц на острожной гауптвахте, я чувствую, что совсем расстроил себе здоровье. Брата моего арестовали ни за что, вогнали в чахотку… и, сверх того мы, кончившие курс в артиллерии, будем изгнаны?

А кто виноват7поднялся Евдокимов.Ваши дерзкие языки! Ваше неуместное поведение… Ну, и расплатитесь. Вы будете исключены. Мое вам почтение.

Мы повернулись и ушли. Каменский стоял в бильярдной, а когда мы проходили мимо него, по пятам сопровождаемые Забудским, как-то растерянно вглядывался в наши лица.

Майор Каменский, пожалуйте к его сиятельству,насмешливо обратилась к нему куколканачальник штаба.

Тот тяжело вздохнул и двинулся к заветной двери. Для меня было ясно, что Никифор Кириллович жаждал услышать от нас хоть слово о том, какую речь вел к нам Евдокимов, но этого-то сделать было и нельзя… Иди, значит, один, без поддержки!

Мы направились к излюбленной «Варшаве». Дорогой не припомню кто: Назаров или Григорий Калери, с укоризною заговорил:

Ведь дали слово молчать,нет! И слово-то держать не умеют!

Эгэ ж! Мовчить вы, колы вас по морди тасують!было ответом.


Источник:

Короленко П.П.

Переселение казаков на Кубань

Русская колонизация на Западном Кавказе

Екатеринодар, 1910 год


Комментариев нет:

Отправить комментарий